Работа секции «Православное краеведение и просвещение» состоялась 22 января 2015 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя – на следующий день после торжественного открытия XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». По многолетней традиции, возглавил секцию руководитель комиссии по канонизации святых Ярославской митрополии епископ Рыбинский и Угличский Вениамин.
Кураторами секции были Даниленко Наталья Владимировна, педагог воскресной школы для взрослых храма иконы Божией Матери «Целительница» (г. Москва), и Новоторцева Анна Михайловна, преподаватель Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.
В работе секции приняли участие около 60 человек – представителей Москвы и Московской области, Ярославля и Ярославской области, Валдая, Городца, Ессентуков, Новокуйбышевска, Рыбинска, Рязани, Смоленска, Тутаева, Барнаульской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Костромской, Липецкой, Нижегородской, Орловской, Пермской, Самарской, Ульяновской областей, республик Башкортостан и Саха, а также из Беларуси и Латвии.
Среди участников были, миряне – руководитель комиссии по канонизации святых Липецкой митрополии протоиерей Николай Стаднюк, член отдела катехизации Шуйской епархии игумен Петр (Зобов), пресс-секретарь Елецкой епархии иеромонах Сергий (Волков), другие представители духовенства и монашества, преподаватели вузов, учителя Основ православной культуры, преподаватели воскресных школ, заведующие и сотрудники музеев, директора православных школ, представители общественных организаций, художники-реставраторы, методисты, члены епархиальных комиссий по канонизации святых, краеведы разных регионов России.
Первое слово было предоставлено протоиерею Максиму Мальцеву, заместителю руководителя Комиссии по канонизации святых Кемеровской епархии, настоятелю храма благоверного князя Димитрия Донского, выступившему с докладом о чудесах обновления иконы святого равноапостольного князя Владимира в храме благоверного князя Димитрия Донского в Кемеровской епархии.
Затем выступил проректор по научной работе Ярославской духовной семинарии игумен Николай (Шишкин) с докладом «Переход от язычества к христианству как смена миропонимания у славянских и неславянских народов (на примере северо-восточной Руси)». Им было отмечено, что по прошествии нескольких веков именно благодаря христианской проповеди и самому Православию, утвердившемуся на землях славян, народы исторической Руси смогли оказать достойный отпор как турецкому игу на юго-восточных территориях, так и римо-католичеству на территориях северо-западных. Цивилизационный выбор, сделанный равноапостольным князем Владимиром, позволил просветить все северо-восточные земли вплоть до Аляски. Просвещение было живой проповедью христианства не словом, а делом, плодами своих духовных подвигов. В этой связи, следует вспомнить великих святителей Леонтия Ростовского, Иннокентия Иркутского (Вениаминова), Николая Японского (Касаткина), преподобного Германа Аляскинского и других, «их же несть числа», сыновей и дочерей Христовых, шедших даже на лютую смерть, лишь бы не погибли души тех, к кому они обращались с Христовой проповедью.
В этом году на секции были актуализиованы следующие вопросы (в основном в форме докладов):
– христианизация территорий России в программах краеведения на разных ступенях образовательного процесса;
– влияние христианства на сознание, быт и культуру местных народов;
– влияние краеведческих исследований на почитание святых и подвижников благочестия в регионах;
– значение православного краеведения для образования, деятельности приходов, братств православных следопытов, поисковых отрядов.
– общественные организации православных краеведов как фактор влияния в церковно-государственных отношениях.
Воробьев Владимир Вячеславович, методист Центрального окружного управления образования Департамента образования города Москвы, в докладе «Знакомство с малой Родиной» рассказал о трудностях краеведческой работы вдали от центральных регионов России, где большое количество храмов, монастырей, святынь являются объектами для изучения православного краеведения. Сложнее ситуация обстоит в Якутии, на Дальнем Востоке, в тех регионах, где таких культурно-исторических и духовных ресурсов значительно меньше. Однако продолжение краеведческой работы помогает открывать многие интересные исторические факты, способствующие более глубокому пониманию механизмов взаимоотношений Церкви и государства. В каждой епархии, как в Церкви, так и в системе государственного образования, должно быть поддержано это методическое направление и работа специалистов, которые помогают учителям заниматься краеведением как самим, так и вместе с детьми, учащейся молодежью.
Примером высокой мотивации в изучении духовной истории своей малой родины является проектная деятельность студентов Рязанского государственного университета по установлению мемориальных досок, посвященных Первой Мировой и Великой Отечественной войне. Данный проект был оформлен в виде заявки на грантовый конкурс «Православная инициатива». В рамках реализации проекта проводились встречи с потомками участников тех событий, проводилось исследование различных источников, организовывались научно-практические конференции. В результате была создана «Рязанская книга памяти 1914-1917 гг.», в которой было указано более 200 имен воинов, участвовавших в Первой Мировой войне, оказавшихся первоначально в госпитале, а затем похороненных на Лазаревском кладбище. Цель работы студентов и преподавателей – сохранить память об этих людях и лазаревскую святыню. Об этом рассказала в своем докладе «Лазаревское кладбище города Рязани как объект краеведческих исследований» заместитель по воспитательной работе декана факультета национальной культуры и филологии Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, доцент Юлия Васильевна Орлова.
Исторические биографии духовных деятелей, просветителей, миссионеров, агиография местных святых – одна из тем, без которой не обходится практически ни одно заседание секции «Православное краеведение и просвещение». В этом году участники секции имели возможность более подробно узнать об Алтайской Духовной миссии, ее роли в христианизации населения Алтая и о личности основателя православия на Алтае – прп. Макария (Глухарева). Заведующая музеем «История Православия на Алтае», сотрудник управления Барнаульской епархии, кандидат искусствоведения Железникова Наталья Петровна в докладе «Алтайская духовная миссия, ее роль в христианизации населения Алтая» особо отметила, что архимандрит Макарий по-отечески относился к каждому крещаемому, большое значение придавал крещению детей. В завершение работы секции присутствовавшие имели возможность посмотреть небольшой документальный фильм о православных святынях Алтайского края.
Важным сообщением-презентацией было выступление нового участника секции Белянцева Николая Викторовича (г. Москва) о проекте сайта «Православные святыни». Данный проект, поддержанный Рыбинской епархией, основной своей задачей ставит сохранение и систематизацию данных о православных святынях России и зарубежья. Одной из целей проекта является публикация только официальной и достоверной информации. Для этого в проекте создана специальная система заполнения и утверждения материала на уровне епархий. Адрес проекта: http://orthodoxshrines.com.
В следующем году предполагается провести Круглый стол с предварительным названием «Вопросы православного краеведения в школе и вузе». Предполагается усилить предварительную работу по организации и проведению секции с целью вовлечения ее участников в более активное обсуждение актуальных вопросов. В целом работа секции прошла плодотворно, привлекла новых участников из разных регионов нашей страны и стран ближнего зарубежья.
Материалы:
Железникова Наталья Петровна, кандидат искусствоведения, заведующая музеем «История Православия на Алтае», управление Барнаульской епархии. «Алтайская Духовная миссия, ее роль в христианизации населения Алтая».