Сегодня, 28 января, в Гильдии храмоздателей Андрей Альбертович Анисимов, председатель Правления Гильдии храмоздателей, заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, академик Международной академии архитектуры, и протоиерей Андрей Юревич, руководитель Архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви, руководитель Рабочей группы по храмоздательству Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, возглавили конференцию в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» XXVIII Международных Рождественских Образовательных Чтений «Великая Победа: наследие и наследники». Затем состоялся практикум «Традиции и современность архитектурно-строительных решений храмов» для епархиальных практикующих церковных архитекторов, настоятелей и старост строящихся храмов, строителей и попечителей.
Организаторами конференции и практикума выступили Совет по Церковной архитектуре при Союзе Архитекторов России, Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви и Гильдия храмоздателей.
В архитектурном форуме приняли участие епископ Глазовский и Игринский Виктор, председатель Экспертного Совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Леонид Калинин, вице-президент Российской Академии Художеств Евгений Николаевич Максимов, Председатель комиссии по архитектуре культовых зданий в Союзе архитекторов России, автор нормативов СП по храмам Михаил Юрьевич Кеслер, профессор, член Союза архитекторов России Дмитрий Владимирович Пшеничников, архитектурный руководитель мастерской «Прохрам» в Минске Дмитрий Остроумов, епархиальный архитектор Санкт-Петербургской епархии Дмитрий Борунов и другие.
В рамках конференции обсуждались вопросы современного храмостроительства, архитектуры храма XXI века, конструктивных особенностей, каноничности в храмовой архитектуре и искусстве, современного подхода к иконографии и росписи храмов и другие актуальные проблемы церковного зодчества нового времени.
Открывая форум, Андрей Альбертович Анисимов сказал несколько слов о Гильдии храмоздателей: «Эта организация существует уже более шести лет. Гильдия храмоздателей – результат объединения специалистов самого широкого профиля. Наша организация способна проектировать храмы от котлована до последней пуговицы диаконского облачения. Мы занимаемся просветительской деятельностью и поиском новых путей развития церковной архитектуры».
Протоиерей Андрей Юревич в своем слове отметил, что нынешняя встреча проходит по благословению председателя Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, председателя XV направления «Традиции православного храмостроительства» Рождественских Чтений.
Руководитель Архитектурного отдела ФХУ особо подчеркнул, что сегодня «храмовое строительство идет по всей России». «Строительство храмов возрождается и за рубежом. К нам за помощью в проектировании православных храмов обращаются из Венгрии, Турции, Сингапура, Индии…» — рассказал он.
«В последние годы в МАРХИ была образована кафедра «Храмовое зодчество», которая уже дважды выпустила специалистов, — продолжил протоиерей Андрей Юревич. — Студенты этой кафедры заряжены на перспективу. Совет по храмовой архитектуре образован и в Союзе архитекторов России. Гильдия же храмоздателей – это такой союз ремесленников, по типу союзов эпохи Возрождения. Это свободная организация, в которой мастера вместе решают вопросы современной храмовой архитектуры, помогают друг другу находить заказы и их реализовывать. В Гильдию входят архитекторы, иконописцы, ювелиры, скульпторы, искусствоведы и критики. Гильдия также берет на себя просвещенческую функцию. Не секрет, что сегодня за проектирование храмов часто берутся новички. То есть люди, которые не очень хорошо разбираются в церковной архитектуре, хотя при этом могут быть заслуженными архитекторами, которые всю жизнь строили светские здания. И наша задача научить, осветить путь этим начинающим проектировщикам, передать им наши знания и опыт».
Андрей Альбертович Анисимов напомнил, что в храмовом строительстве помимо сложностей, связанных с выбором профессионального архитектора, существует множество иных проблем: это и небольшая территория участков, выделяемых под строительство, и огромное количество градостроительных ограничений, и множество коммуникаций, которые нередко сразу в нескольких местах перерезают приходские земли, красные линии и зеленые насаждения. Конечно, это и экономические проблемы, отсутствие финансирования, скромность средств. Андрей Альбертович попросил настоятелей заранее оговаривать бюджет. При этом он обратился особое внимание на то, что деньги нужны не только на проектирование и строительство, но и на дальнейшую эксплуатацию здания храма. То есть если приход стеснен в средствах, не стоит возводить высокие храмы, которые в будущем будет сложно обслуживать. Андрей Альбертович также выразил уверенность в том, что храмы следует строить из натуральных материалов: дерева и кирпича, а, кроме того, проектировать внутреннее убранство и декор параллельно с разработкой архитектурного проекта, чтобы иконописцы с архитекторами сразу создавали определенную стилистику всех решений.
Дмитрий Остроумов, архитектурный руководитель мастерской «Прохрам» в Минске, остановился на богословском аспекте храмового зодчества. Он говорил о том, что современные мастера всегда должны помнить о том, что истоком, первообразом церковного искусства является мир духовный. Дмитрий Остроумов согласился с протоиереем Андреем Юревичем в том, что в наше время храмы зачастую проектируют светские архитекторы и таким образом происходит обмирщение храмовой архитектуры. «В зданиях современных церквей мы порой хоть и видим внешнюю атрибутику: купол, крест и т.д., но сама суть, духовный смысл теряются». «Ведь храм – это многозначный символ, связывающий мир дольний с миром горним. Это камень, на который Иаков возлил елей. Камень, который стоит на земле, но своим истоком восходит к небу. Этот смысл важно воплощать в архитектуре храма. Как и символическую связь человека, Церкви и всего мироздания. И все эти смыслы оживотворяются в Литургии. Храм видится как мост между временным пребыванием человека здесь, на земле, и вечностью».
«Храм также является концептуальным пространством, будучи совершенно определенной частью нашего земного пространства, он вмещает в себя весь космос, все мироздание. В храме присутствует иное течение времени. Когда священник провозглашает: «Благословено Царство Отца, и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков», — происходит разрыв времени, наступает время вечности. Об этом говорил известный русский богослов. Таким образом, в храмовой архитектуре речь идет об Ином времени и об Ином пространстве. В храмовой архитектуре важно передавать присутствие Бога здесь и сейчас. Сама форма храма (своды, купол) символизирует устремленность вверх, откровение, открытие духовного мира человеку».
Дмитрий Остроумов говорил и о разнице понятий «красота» и «красивость». О том, что есть подлинная красота и «розочки на торте». О том, что красоты росписи, декора и т.п. в храме не должны быть «самодовлеющими», но все внутреннее пространство и убранство храма призваны «помогать душе переходить от образа к первообразу».
И в заключение архитектор также поддержал идею Андрея Альбертовича Анисимова о том, что проект декора, иконостаса, икон, церковной утвари необходимо разрабатывать вместе с архитектурой храма. «Часто бывает: храм сдается, и тут начинается приходское творчество. Один такую икону принес, другой — свою, и в итоге разрушается вся композиция».
К идее о совместном и единовременном творчестве художников с архитекторами и строителями сводились выступления художника Анны Верди и Валентина Борисенко, руководителя Мозаичной мастерской Гильдии храмоздателей. В своих сообщениях они подробно рассмотрели особенности проектирования и исполнения внешнего и внутреннего декора храма.
Архитектор Дмитрий Владимирович Пшеничников рассказал об опыте храмостроительства и работе с бетоном на примере храма Всех святых в Страсбурге.
После перерыва на обед состоялась практическая часть форума. Гости разбились по группам, каждый смог выбрать интересующую его тематику: от мозаики до вышивки.
***
Гильдия храмоздателей открыта для посетителей не только во время Рождественских Чтений. Адрес: 2-я ул. Энтузиастов, д. 5, корп. 7, бизнес-центр «Компрессор», станция метро «Авиамоторная», «Андроновка» (МЦК). Здесь постоянно проходят разнообразные выставки церковного искусства. Так, 16 декабря 2019 года в Гильдии храмоздателей в Москве состоялось торжественное открытие экспозиции современной иконы из собрания Валаамского монастыря. Приглашаем побывать в Гильдии храмоздателей и своими глазами увидеть разнообразие современного церковного искусства.
Фоторепортаж с форума смотрите на сайте Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви