28 января 2014 года в малом актовом зале Московской духовной академии прошли три мероприятия XXII Международных образовательных Рождественских Чтений. Мероприятия были включены в программу XV направления Чтений «Лавра преподобного Сергия и традиции духовного образований Русской Православной Церкви», которое организовал Учебный комитет Русской Православной Церкви.
11:00 до 14:00 проходила конференция «Лавра Преподобного Сергия и традиция духовного образования Русской Православной Церкви», которая включала в себя пленарное заседание и две секции: «Традиции духовного образования в Лавре преподобного Сергия» и «Взаимодействие систем светского и религиозного образования».
В конференции приняли участие представители российских и зарубежных духовных учебных заведений таких, как Московская и Санкт-Петербургская духовная академия, Перервинская духовная семинария, Парижская духовная семинария, Парижский Свято-Сергиевский богословский институт.
Прозвучали доклады о российском духовном образовании разных периодов и о православном духовном образовании Европы.
В докладе «Традиции духовного образования Санкт-Петербургской Духовной Академии» заведующий аспирантурой СПбДА иер. Константин Костромин рассказал об особенностях учебного и научного процесса Петербургской Академии, специфике подхода к богословским предметам ведущих представителей этого учебного заведения, среди которых такие выдающиеся ученые, как И.Е. Троицкий, И.А. Скабалланович, Н. И. Сагарда, В. В. Болотов, Н. Н. Глубоковский и многие другие.
Заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии Е. С. Полищук выступил с докладом на тему: «Курс истории русской религиозной мысли в МДА в 1944-47 годах», в котором рассказал о жизни и деятельности автора курса истории русской религиозной мысли в МДА А. В. Ведерникова в непростой период восстановления Академии.
Ректор Парижской духовной семинарии иеромонах Александр (Синяков) в своем докладе «Взаимодействие Русской Православной Церкви с университетами Западной Европы» подчеркнул необходимость активного взаимодействия отечественного духовного образования с западноевропейскими университетами, взаимообогащающий характер подобного сотрудничества, а также описал возможные пути и направления взаимодействия.
Декан Парижского Свято-Сергиевского богословского института протоиерей Николай Озолин выступил с докладом на тему: «О начале Свято-Сергиевского института в Париже», в котором рассказал о создании русскими эмигрантами этого выдающегося центра присутствия русской богословской мысли на Западе, живо описав периоды подъема и упадка этого учебного заведения.
Преподаватель МДА Г. Е. Колыванов в докладе «Монастырское и университетское образование в XVIII–XIX вв.» рассказал о деятельности духовных учебных заведений, находящихся в монастырских стенах, их вкладе в создание и развитие российского университетского образования и последующем взаимовыгодном сотрудничестве этих двух типов учебных заведений.
Как подчеркнул в заключительном слове проректор МДА по научно-богословской работе прот. Александр Задорнов, эти доклады, показав широкий спектр и многообразие русской богословской мысли, в то же время оказались объединены именем покровителя духовного образования преподобного Сергия Радонежского, который духовно объединяет все эти разнообразные учебные заведения и напоминает всякому трудящемуся на богословском поприще о необходимости подкрепления своих научных штудий духовным подвигом христианского трезвения и смирения, без которых невозможно никакое подлинное богословие.
Участники мероприятия ответили на вопросы портала Учебного комитета об итогах конференции.
Проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов.
— В чем значимость подобных конференций для духовного образования?
— Одна из самых важных задач современного духовного образования – преодоление своеобразного “сепаратизма” разных школ. Речь идет, прежде всего, о различии традиций, хотя иногда необходимо и просто более тесное сотрудничество в осуществлении совместных научных и учебных программ, понимании места той или иной дисциплины в общем процессе образования, выработке общей стратегии в преодолении обективных трудностей, стоящих перед нами. На этой конференции прозвучали доклады представителей как российских духовных академий, так и зарубежных (прежде всего – парижских) богословских учебных заведений, представляющих общую традицию русского православного богословия.
— Удалось ли конференции достичь своих целей?
— В свете сказанного выше – безусловно. Важно иметь представление как о прошлом богословской мысли, так и о том, что делается в области духовного образования сегодня. Иначе есть опасность замкнуться на собственных проблемах и не учесть как опыт предшественников, так и тех коллег, которые преодолевают сегодня те же трудности.
— Какие уроки можно вынести из этой конференции, посвященной преп. Сергию Радонежскому, для духовного образования?
— Самый очевидный урок – научная богословская работа без молитвы превращается в начетничество и неизбежно ведет к своеобразному тонкому тщеславию. Если человек хотя бы научен дисциплине ума и следит за уничтожением такой научной гордыни в себе, это дет возможность слышать коллег и не считать себя мерилом научной истины. Урок жизни преподобного Сергия – воспринимать любое дело, которым ты сейчас занят как послушание Церкви, а главное свойство послушания – в том, что оно не может превозносить. Те ученые прошлого и настоящего, чьи имена прозвучали в докладах – работали ли они в Троице-Сергиевой лавре, на берегах Невы или Сены, — свидетельствуют именно об этом.
Ректор Парижской духовной семинарии иеромонах Александр (Синяков)
— Как Вы оцениваете прошедшую конференцию?
— Все было прекрасно организовано. Выбранная тема актуальна и необходима в рамках как российского, так и зарубежного духовного образования. То, что она была затронута в рамках Рождественских Чтений, — очень важно. Доклады были сделаны специалистами разных областей из различных духовных школ. Я считаю, что это перспективная тема, которую можно было бы продолжить и в следующем году. Очень важно, что мероприятие проходило в Московской духовной академии, богатой своей историей, традициями.
— Как Вы знаете сейчас идет реформа духовного образования, одно из магистральных направлений которой — возможное приближение к западно-европейскому образованию, тесный контакт с ним. Учитывая тему Вашего доклада — «Взаимодействие Русской Православной Церкви с университетами Западной Европы» — как Вы считаете, достаточно ли сил у духовных академий и семинарий России для подобного взаимодействия?
— Я очень верю в то, что у Русской Православной Церкви сейчас в этой области огромный потенциал. У наших духовных академий в этом плане есть огромное богатство в плане опыта, библиотек, архивов, которые будут востребованы в общеевропейской системе образования. Поэтому участие русских духовных школ в общеевропейской Болонской системе в области богословских и религиозных наук, как мне кажется, просто неизбежно. Это необходимо для обеих сторон. Европейское образование будет неполным без участия русских духовных школ, и русские школы только выиграют от сотрудничества с западноевропейскими учебными заведениями, так что это взаимополезное сотрудничество, и, мне кажется, сейчас у наших духовных школ опыт таков, что они представляют в этом плане явный интерес. Это не просто какие-то отсталые заведения на краю Европы — это настоящие богословские школы, которым есть, чем поделиться со своими сотрудниками.
— Запад это осознает?
— Я думаю, Запад это осознает. Я со своей стороны (а я уже все-таки 16 лет на Западе) вижу, какой огромный интерес вызывает на Западе опыт исследований в рамках российских духовных школ. Сюда также надо добавить Свято-Тихоновский университет в Москве, который сейчас очень активно сотрудничает с западными учебными заведениями. Вообще, что касается русской религиозно-философской мысли конца XIX — начала XX вв., самобытного русского богословия — все это неотделимо от духовных школ. Несмотря на тот перерыв, который был в XX в. по не зависящим от нас причинам и который внес разлад в наше сотрудничество с западноевропейскими университетами, факт остается фактом: русская религиозная философская мысль, русское богословие связано именно с нашими духовными учебными заведениями. В этом плане для Запада, мне кажется, они даже более интересны, чем наши светские университеты.
— Что бы Вы пожелали нашим студентам, учащимся в системе российского духовного образования?
— Я бы пожелал им не замыкаться на своих себе, а все свое обучение ориентировать на внешний мир — нехристианский, секуляризованный. В этом сейчас наша задача: не сохранять себя, как какой-то обособленный и изолированный музей, а делать слово Евангелия, апостольскую проповедь, достояние Церкви слышимым и понятным для современного мира. Поэтому главное сейчас все свое образование строить с перспективой на то, что именно к светскому секулярному миру нам придется обращаться. Готовиться нужно в соответствии с этим, соответствовать научному и моральному уровню, которого ждут от представителей Церкви, и выглядеть вполне убедительно в этом отношении в глазах внешнего мира. Мне кажется, вот это самое главное.
Декан Свято-Сергиевского богословского института (Париж) протоиерей Николай Озолин
— Каковы Ваши впечатления от посещения Троице-Срегиевой Лавры, Академии? Вы, наверное, давно здесь не были?
— Для меня это животрепещущий вопрос. Это было в 1968 г., когда я впервые приехал в Россию вместе с моей матушкой с группой молодых паломников из Западно-Европейского экзархата Московской Патриархии. В то время экзархом был владыка Антоний Сурожский, и он устроил для молодых людей такое паломничество в Россию. Тогда мы в первый раз побывали в России. Первое место, куда нас привезли, было именно здесь. Для меня это особенно дорогое воспоминание. В тот же день молодой ректор владыка Филарет Дмитровский вручил мне диплом кандидата богословия. Это было важно, на этом настаивал мой учитель Леонид Александрович Успенский, чтобы в Москве признали наши степени. Тогда же я впервые попал в Церковно-Археологический кабинет, где мы с Вами сейчас находимся.
С тех пор я приезжал в Академию несколько раз, посещал иконописную школу о. Луки. Я его очень уважаю, такое святое дело они там делают, такие чистые души там находятся, атмосфера удивительная. И я уверяю Вас, они соответствующе пишут иконы. Не только здесь пишут: есть и Тихоновский университет, и Маросейка… Но здесь что-то особенное — наверное, это дух Лавры. И кто у нас занимается церковным искусством, иконой — я им всегда говорю: «приезжайте в Лавру, посмотрите, как они там пишут — потом поговорим, а то не о чем говорить, вы не поймете. Надо посмотреть, как должно быть по-настоящему — и тогда вы поймете».
— Как Вы оцениваете прошедшую конференцию?
— Все было очень интересно. У нас во Франции редко поднимаются подобные темы, сложно что-то узнать. Хорошо, если доклады будут напечатаны, потому что мы на Западе недостаточно знаем о том, что здесь происходит — и мне кажется, было бы неплохо, чтобы и здесь получше знали о том, что было у нас, как это все происходило.
— Что бы Вы пожелали учащимся духовных школ Русской Православной Церкви?
— Вы знаете, год тому назад мне кто-то задавал этот же вопрос. Я тогда сказал то же, что сейчас, думаю, можно повторить: я желаю им мужества. Мужества, потому что без этого ничего не получится. Столько сейчас искушений! Необходимо мужество. И Господь дает его, когда это необходимо.
После конференции состоялся круглый стол «Почитание новомучеников и исповедников Церкви Русской в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви», участники которого подчеркивали необходимость системного изучения подвига и наследия святых новомучеников в духовных семинариях, обсуждали содержание, методы преподавания этого курса.
По окончании круглого стола состоялась презентация книги преподавателя МДА иерея Димитрия Сафонова «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России и его время», в которой автор восставнавливает события жизни святителя на основании многочисленных архивных документов, воспоминаний современников и иных источников. По мнению рецензента книги заместителя Председателя Учебного комитета РПЦ, профессора МДА прот. Владислава Цыпина, это один из самых полных и качественных трудов, посвященных этой тематике.