В Российской Федерации проживают представители более 200 национальностей, однако около 80% населения страны составляют русские[1], основная доля которых сосредоточена в Центральном, Южном, Северо-Западном федеральном округах, а также на Урале и в областях Юга Сибири. Именно поэтому семинар «Традиционная православная культура русского народа как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания в общеобразовательной школе», состоявшийся 23 января 2015 года в Аванзале Храма Христа Спасителя, был посвящен использованию элементов традиционной народной культуры русских в образовательном и воспитательном процессе различных типов образовательных учреждений.
В семинаре приняло участие 140 педагогов и ученых из более чем 45 епархий России, Белоруссии, а также Западно-Европейской епархии РПЦЗ.
Организаторами семинара выступили сектор Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Отдел русского народа Института этнологии и антропологии Российской Академии Наук. Возглавила работу семинара ведущий научный сотрудник ИЭА РАН, доктор исторических наук Кира Владимировна Цеханская.
Мероприятие состояло из двух частей – тематических мастер-классов по народной культуре и научно-педагогического блока, на котором участники семинара имели возможность познакомиться с практическим опытом и теоретическими изысканиями докладчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Цюриха, Екатеринбурга, Тамбова, Ижевска и других городов.
Большой интерес участников семинара вызвали: выступление д.и.н. Киры Цеханской, посвященное проблеме фальсификации истории России, и д.и.н. Олега Кириченко, рассматривающее современные формы бытования народной культуры в российском обществе, – ученых-этнографов из академического института этнологии и антропологии.
Наталья Пономарева, директор школы Народного искусства императрицы Александры Федоровны г. Санкт-Петербурга и Татьяна Зотова, руководитель Центра традиционной культуры и возрождения народных ремесел села Тулиновка Тамбовской области рассказали о деятельности своих образовательных учреждений. Спецификой Центра традиционной культуры села Тулиновка является то, что Центр функционирует в системе Педагогического колледжа г. Тамбова и готовит педагогов, способных как на высоком уровне профессиональной грамотности преподавать «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах, так и выстраивать школьную программу дополнительного образования с акцентом на изучение детьми различных видов народных ремесел. Школа народного искусства Императрицы Александры Федоровны является православным общеобразовательным учебным заведением, которое продолжает традицию изучения народных ремесел, заложенную св. страстотерпицей императрицей Александрой Федоровной Романовой в дореволюционный период истории России.
Далее вниманию участников семинара были представлены авторские разработки педагогов-практиков: к. и. н. Галины Мелеховой, зав. Научно-методическим кабинетом Николо-Угрешской Православной духовной семинарии (г. Москва) – «Спецкурс «История культуры России» для светских не гуманитарных ВУЗов» и Елены Бородиной, руководителя секторов дошкольного и школьного образования епархиального отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии (г. Екатеринбург) – презентация пособия «Азбука маленького уральца», основанного на материале по духовной и художественной культуре Уральского региона.
Ольга Александрэ, директор русского детского культурного центра «Матрешка» (г. Цюрих, Швейцария) описала деятельность центра по популяризации и сохранению русского языка, литературы и народной культуры в среде семей эмигрантов, живущих в окружении иной культурной традиции.
Ценность использования элементов традиционной народной культуры в образовательном и воспитательном процессе подтверждается многолетним положительным опытом работы православных школ и гимназий, школ с этнокультурным русским компонентом образования, опытом преподавания курса «Социокультурные истоки» в государственных общеобразовательных школах многих регионов Российской Федерации. В отличие от непосредственного изучения предметов по православной культуре как таковой, которые сложнее воспринимаются ребенком, через изучение элементов народной культуры, тесно связанных с православным мировоззрением, знание базовых основ православной культуры усваивается учащимися легко, органично и не вызывает отторжения.
Важной спецификой данного типа деятельности является то, что можно выразить словами одного из основоположников работы семинара в период его становления, академика Российской академии художеств, доктора искусствоведения Марии Некрасовой:
«Педагогическая проблема заключается в том, чтобы не только обучать детей техникам, приемам народного ремесла, мотивам орнамента, словам и мелодии песен, движениям народного танца, но и в том, чтобы раскрывать им, что стоит за этим, какой строй чувств, понятий, отношений с миром, то есть – приобщать их к глубоким объемным смыслам содержания символов. Только тогда учащиеся любого возраста будут осваивать не знаковость, не ремесленность приемов и правил, а будут впитывать духовную атмосферу созидания, живой его дух, который творит живое народное искусство. Этика, дух традиции здесь неотделимы от эстетики. Живой образ рождается из живого переживания себя, мира, прошлого, настоящего и будущего, целостности мироздания как Божьего Творения и реальности вечного. Этим и дорого народное искусство, и в этом его сила! И это было открыто русской народной культуре Православием, это помогло сохраниться ей, традициям народного искусства до наших дней живыми[2]».
[1] По данным переписи населения 2010 года.
[2] Православие и традиционная народная культура. Сборник докладов. ОРОиК РПЦ. Москва. 2005 г., С.29
Фото: Александры Балашовой