29 января 2014 г. г. Москва, Храм Христа Спасителя.
Без семьи, основанной на традиционных семейных ценностях, не может успешно существовать и развиваться ни одно общество. При этом в современном мире эти традиционные семейные ценности, связанные с христианской верой и созвучные ей, все чаще подвергаются серьезной угрозе, в том числе и в сфере права. Эта проблема актуальна и в России.
Можно констатировать, что ряд принятых Россией правовых документов в области защиты семьи, детства и материнства, хотя и содержат важные для семьи и ребенка положения, но в значительной степени ориентируются на западные модели ювенальной юстиции, чуждые российским семейным ценностям; на приоритет прав ребенка перед правами родителей; упрощение процедуры вмешательства государственных структур в дела семьи; изъятие детей из семьи при отсутствии реальной угрозы жизни и здоровью ребенка. Такие тенденции отвергнуты российским обществом, Русской Православной Церковью, однако отражающие их нормы уже включены в ряд законов и внутриведомственных актов, регулирующих жизнь семьи, взаимоотношения родителей и детей.
Мы наблюдаем реализацию двойных стандартов в области семейных правоотношений и в России. В результате, с одной стороны, на самом высоком уровне декларируется защита семьи и семейных ценностей, с другой стороны, — российское законодательство и его правоприменительная практика содержит такие формулировки и рекомендации, которые в ряде случаев препятствуют родителям как реализовывать свои законные права на воспитание детей, так и в полном объеме осуществлять защиту и охрану прав ребенка. Кроме того, создаются возможности необоснованно широкого вмешательства в дела семьи со стороны органов власти и иных структур.
Участники секции пришли к выводу о том, что родители подвергаются определенной дискриминации, являющейся результатом необоснованного ограничения прав родителей на защиту интересов детей в сфере образования и охраны здоровья. Отсутствие понятных и законных правовых процедур при работе с семьей органов исполнительной власти и местного самоуправления; неточные и расплывчатые формулировки правовых понятий в области семейных отношений, например таких как «неблагополучная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «неблагополучная семья» или «условия, препятствующие нормальному воспитанию и развитию детей»; наличие региональных законов, подзаконных и внутриведомственных, а также межведомственных актов, рекомендаций, — все это часто становится основанием для прямого и незаконного вмешательства в дела семьи и вторжения в частную жизнь граждан. Вызывает протест родителей создание баз данных неблагополучных семей, сбор ведений о социальном и материальном положении семьи, внутрисемейных отношениях.
Недопустимо, когда основания для социальной помощи семье, такие как бедность, плохие жилищные условия и другие становятся основаниями для вмешательства в дела семьи без ее согласия и применения правовых санкций в отношении родителей.
С учетом изложенного, участники секции считают, что необходимо включение в основополагающие российские законы в области семейных правоотношений принципов приоритета неприкосновенности и защиты семьи, прежде всего кровной, и традиционных семейных ценностей. При применении Россией норм международного права и реализации правоприменительной практики необходимо исходить из национальных интересов России, поддержки и сохранения традиционной российской культуры семейной жизни и воспитания детей, отношений между родителями и детьми. Надо решать вопрос об исключении из российского законодательства неточных формулировок, нарушающих принцип независимости семьи и частную жизнь граждан, закрепить в законодательстве принципы суверенности семьи, презумпции добросовестности действий родителей при исполнении ими воспитательных функций и обязанностей по защите прав ребенка, соответствия их действий и решений интересам детей.
Одним из документов, определяющих приоритеты в области прав семьи, должна стать Концепция государственной семейной политики, основанная на традиционных семейных ценностях. Именно в этом документе должны закрепляться общеправовые принципы добросовестности и презумпции невиновности родителей, преимущественного права родителей на воспитание своих детей, защиту их прав и законных интересов в области образования и охраны здоровья, а также при рассмотрении всего круга вопросов, касающихся семьи.
Необходимо закрепить в Семейном кодексе не просто право ребенка жить и воспитываться в семье, а его право воспитываться своими кровными родителями, жить в родной семье, получать защиту от своих родителей. Именно этот принцип – приоритет родной, кровной семьи должен стать краеугольным камнем при рассмотрении и разрешении всего круга вопросов, связанных с семьей. Должны быть исключены ситуации, когда родители без возбуждения в отношении них административных, уголовных или гражданских дел, без решения суда, только по подозрению в недобросовестном отношении к воспитанию детей, нарушении их законных прав лишаются своих детей.
Следует критически пересмотреть инициативы по резкому увеличению финансирования приемных семей по сравнению с кровными семьями. Разное финансирование социальной помощи семьям в зависимости от региона проживания нарушает принцип приоритета кровной семьи на воспитание ребенка, а также принцип справедливости и равных возможностей для всех детей, создает нестабильность в обществе.
Необходимо повышение правовых гарантий обоснованности и правильности принимаемых должностными лицами решений в отношении семьи. В отношении должностных лиц всех ветвей исполнительной власти, допустивших необоснованное вмешательство в дела семьи или изъятие из семьи ребенка, либо способствовавших этому, причинивших ребенку физический или психологический вред, необходимо применение реальных мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Также должна обеспечиваться возможность возмещения причиненного их действиями вреда.
Основой воспитания ребенка в школе должны являться традиционные ценности и нравственные устои общества, семейное воспитание детей. Воспитание в системе образования должно основываться на пропаганде семейных ценностей, целомудренного поведения и воздержания от половых отношений вне брака. В образовательных программах необходимо рассказывать детям о роли семьи в жизни человека, основах взаимоотношений членов семьи.
Правилом общественной жизни и образования должен стать постулат, о том, что вопросы сексуальной жизни человека, относящиеся к интимной жизни человека, не могут решаться публично, тем более путем сексуального образования в школе или в рамках программ профилактики в сфере здравоохранения, откровенной демонстрации в СМИ.
Для защиты семьи необходимы новые методы и формы работы общественных организаций, работающих с семьей.
К таким формам работы относятся, в частности:
— Инициирование законотворческой деятельности на всех уровнях, в том числе в регионах и на местном уровне,
— участие в работе общественных палат при законодательных органах власти на местах;
— -создание и работа общественных и наблюдательных советов при органах исполнительной власти (органы опеки, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) и при уполномоченных по правам ребенка;
— работа в Советах школ; в составе независимых общественных экспертных советов по экспертизе законодательных актов и различных программ, затрагивающих семью и детей;
— работа в группах реагирования и группах взаимопомощи родителей;
— создание на всех уровнях компетентных экспертных советов, способных отстаивать традиционный взгляд на семейные и культурные ценности нашего народа при рассмотрении дел в административных и судебных органах;
— другие подобные формы.
В случаях нарушения прав родителей и несовершеннолетних детей, необоснованного вмешательства в дела семьи необходимо оказание реальной правовой, психологической, социальной и других видов помощи со стороны общественных организаций. Крайне важна роль Русской Православной Церкви в духовной поддержке семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и поддержке работы родительских и других общественных организаций.
Залогом успеха в деле защиты семьи является совместная деятельность общественных организаций с приходами Русской православной церкви, с органами законодательной и исполнительной власти на всех уровнях, органами местного самоуправления, государственными учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты, с бизнесом, международными организациями.
Участники поручают редакционной комиссии подготовить, опубликовать и направить в соответствующие органы государственной власти предложения по улучшению положения семей в России и защиты прав родителей, поступившие от участников секции.
______________________________________