Так же в рамках III Рождественских парламентских встреч в Государственной Думе РФ принял участие в секции «Наследие Святой Руси и вызовы современного мира», где модераторами выступали: председатель Комитета ГД по международным делам Пушков Алексей Константинович, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Волоколамский Илларион.
И в этом случае, так же хочу поделиться своей точкой зрения:
Святая Русь базировалась на двух взаимосвязанных христианских концепциях: на представлении о Москве как о Третьем Риме и на идее о катехоне («удерживающем»). Катехон – это сила, удерживающая этот мир от пришествия в него Антихриста. Под этой силой понимался либо сам царь, либо вся Святая Русь как наследница Римской империи. Без знания этих концепций не понятен ни образ жизни русских людей, ни их эсхатологические чаяния.
Однако помимо явных религиозно-метафизических идей, имеются еще неявные составляющие русского мировоззрения. Эти составляющие образованы под влиянием нескольких факторов: господствующей религии, этноментальных особенностей, типа хозяйствования, географических условий и пр. Сегодня мы имеем с ними дело, как с тем наследием, которое осталось от России XVI-XIX вв. и которое определяет религиозный и духовный стиль наших евразийских традиций.
Позволю себе отметить некоторые черты этого стиля, которые сразу бросаются в глаза.
Во-первых, евразийские традиции отличаются напряженным и искренним богоискательством. Богоискательство принимает форму поиска Истины. Ядро религиозности составляет не следование этическим установкам, не догматическая точность, не право, не ученость и не рассудочные философские схемы, а чистый и самоотверженный поиск Истины. Религиозный человек, будь то православный, мусульманин или иудей всегда ищет Правду и желает принести эту Правду в мир, чтобы сделать его справедливым. Религиозный человек ищет Правду самоотверженно, он готов пожертвовать собой за нее, и это раболепие оставило заметный след в правовой и социальной психологии евразийских народов.
Во-вторых, евразийское богоискательство отмечено особой сердечной созерцательностью. Это не рассудочный и не экзальтированный, мечтательный поиск, а именно трезвый духовный взгляд, который неизменно связывается с сердцем как органом познания. В российском мусульманстве эта сердечная сторона религии получила особенно широкое развитие. Сердце является одним из отличительных знаков суфийского ордена накшбандийа.
В-третьих, сердечное и сосредоточенное углубление в Истину обеспечило сдержанность евразийского характера, его недоверчивое отношение к сентиментальности, экзальтированности, показной религиозности, его духовную трезвость. Эта характеристика религиозного стиля явилась залогом последующего развития рациональности, способности интегрировать в себя элементы европейской образованности и перерабатывать их на свой лад.
Наконец, в-четвертых, евразийский характер имеет удивительную способность впитывать в себя многие сторонние влияния, наделяя их при этом новыми смыслами. Эта гибкость, толерантность, всеотзывчивость отмечалась многими исследователями. Примеров такого всеохватного и многостороннего синтеза нет среди других культур. Безграничное евразийское пространство родило широкую евразийскую душу, которая ощущает способность уместить в своем лоне чуть ли не все человечество. Не с этим ли связаны мечты русских философов о Богочеловечестве (В.С. Соловьев), о всеевропейском и всемирном назначении русского человека (Ф.М. Достоевский)?
Я думаю, в евразийском регионе веками складывалось уникальное пространство религиозности. Авраамические традиции выступали и продолжают выступать духовными скрепами Евразии. И по ряду характеристик местные практики Ислама и христианства ближе друг к другу, чем к каким-нибудь центральноафриканским кровавым мусульманским культам или к экзальтациям харизматов и прочих сектантов. Хочу подчеркнуть, что речь идет именно о мировоззренческой, а не о догматической близости. Для представителей четырех традиционных религий России важно проявить глубинное понимание того, что мы являемся носителями общего мировоззрения и общего религиозного стиля.
ЖЖ Мухетдинов
http://damir-hazrat.livejournal.com/129656.html
22 янв, 2015 at 10:18 PM