Работа конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви» завершилась работой секции «Психологическая помощь православной семье», которая состоялась 24 января 2015 года в рамках Рождественских чтений в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя.
Возможность психологической помощи умирающим и тяжело больным, творчество как возможность решения психологических проблем у детей, созависимости в семье и другие вопросы были обсуждены в ходе докладов, мастер-классов и дискуссий. В работе секции приняли участие более 70 человек из разных регионов России и зарубежья.
Председатель секции, Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, глава Приамурской митрополии, ректор Хабаровской Духовной семинарии, кандидат психологических наук, в своем вступительном слове отметил, что «душевного компонента в человеке не меньше, чем духовного», и что «современному православному нужна не только духовная, но и душевная, психологическая помощь». Духовные, аскетические упражнения, отметил владыка, могут помочь не каждой семье, потому что далеко не все современные семьи укоренены в православной традиции, и зачастую не всегда верно понимают и исполняют советы духовников.
Наиболее полезно, если психолог работает вместе со священником. Это подчеркивалось и в докладе Андрея Владимировича Гнездилова, врача-психотерапевта, доктора медицинских наук, почетного доктора Эссекского университета (Великобритания), основоположника российской сказкотерапии, изобретателя ряда новых методов арт-терапии. В его выступлении речь шла об арт-терапии, или психологической помощи игровыми и творческими методами при работе с терминальными больными.
Тема была продолжена Еленой Валентиновной Шиманской, психологом и психотерапевтом Санкт-Петербургского хосписа №1, которая провела мастер-класс, во познакомив присутствующих с теми арт-терапевтическими методами, которые помогают пациентам хосписа пережить страх при встрече со смертью. Особое внимание было уделено методам куклотерапии, сказкотерапии и музыкотерапии.
По завершении мастер-класса владыка Игнатий предложил устроить дискуссию, пригласив желающих озвучить свои мысли о том, не становится ли арт-терапия своеобразной наркотизацией, препятствующей встрече человека с Богом. Ведь для человека верующего более естественно, что перед смертью хочется исповедаться, помолиться, причаститься… На данный вопрос ответили как миряне, так и священнослужители. Один из священников обратил внимание на то, что: «Методы работы, представленные на семинаре, не исключают и духовной работы, исповеди и причастия для тех, кто действительно в них заинтересован. Если бы мы ставили человека перед выбором, то, конечно, мы могли бы говорить о наркотизации. Здесь же мы видим методы облегчения страданий».
Подводя итог данной дискуссии, владыка Игнатий заметил: «Иногда Господь закрыт от больного его болью и страданиями. Подобные методы помогают этому барьеру убраться, и тогда Господь имеет возможность прикоснуться к человеческой душе. Конечно, никто не даёт стопроцентной гарантии, что эта встреча состоится. Но в больнице есть священник, который может уже сделать свою часть, духовную».
О развитии творческих способностей у детей и их особой важности в профилактике психологических проблем рассказал Александр Александрович Мелик-Пашаев, доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО, главный редактор журнала «Искусство в школе», лауреат Премии правительства в области образования, член Союза художников РФ. Способность к творчеству роднит человека с Богом, отметил он. «Бог не только создал человека из глины, но и вдохнул в него Свой творческий дух. …Великое множество психических отклонений, психосоматических заболеваний различных перекосов в личностном развитии и всяких форм нарушений социального развития и девиантного поведения в корне своём имеет тот факт, что не был востребован и выпущен наружу тот источник творчества, который хочет быть обнаружен и выражен». Особое внимание автор доклада обратил на то, что богопознание у детей в большей степени происходит через переживание природы, мира флоры и фауны.
О том, что такое «созависимые отношения» и как они формируются, рассказала в своём докладе Ольга Иосифовна Троицкая, семейный психолог, дипломированный семейный системный терапевт. С точки зрения семейной системной терапии единица работы психолога – это вся семейная система. Если меняется один человек, то за ним меняются и все остальные. Поэтому работа с зависимостями одного человека становится работой со всей семьей. Более того, без такой работы помощь конкретному человеку часто не приводит к желаемому результату.
В завершении секции своим опытом в докладе «Трудные родители: почему наши представления о воспитании так трудно реализовать» поделилась
Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, специалист по психологическому развитию детей раннего возраста, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, консультант Клуба многодетных семей «Рождество», мама десятерых детей.
Читайте также материалы на сайте: «Православие и мир»