30 января 2019 года в Храме Христа Спасителя под председательством епископа Анадырского и Чукотского Ипатия состоялась секция «Православный компонент в дошкольном образовании».
Произнося приветственное слово участникам секции, владыка Ипатий подчеркнул, что на педагогов дошкольного образования возложена огромная ответственность, отметив, что человек как полноценный член православного мира рождается посредством соработничества семьи, воспитателя и Церкви. Также Владыка процитировал слова известного педагога, сторонника нравственного воспитания Януша Корчака: «Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно – попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!».
Первая часть секции была посвящена работе федеральной инновационной площадки по дошкольному образованию «Психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания ребенка в современном дошкольном образовании», которая реализуется в рамках сотрудничества Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Основную проблематику и перспективы совместной инновационной деятельности обозначила директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Татьяна Волосовец.
Интерес вызвал доклад Анны Тепловой, ведущего научного сотрудника лаборатории педагогической антропологии и профессионального развития педагогов РАО. Она рассказала о методических нюансах внедрения инновационной деятельности в детских садах, особо коснувшись основных ее задач, дала подробную характеристику понятию «православный уклад», различиям духовно-нравственного и культурологического образования.
Краткий обзор имеющихся на сегодняшний день программ по дошкольному образованию сделал Баатр Егоров, консультант по дошкольному образованию Синодального ОРОиК, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий».
Заведующей сектором дошкольного образования и православных школ ОРОиК Екатеринбургской епархии Еленой Бородиной была представлена модель взаимодействия сектора с учреждениями светской системы образования.
Вторая часть секции содержала выступления, представляющие уникальный опыт и методические наработки в области дошкольного образования представителей Анадырской, Городецкой, Екатеринбургской, Курской, Мелекесской, Московской, Пермской, Рыбинской, Саранской епархий.
В секции приняли участие более 250 человек из 68 епархий, в том числе из России, Белоруссии, Украины, Казахстана – педагоги и заведующие детскими садами, духовники, руководители епархиальных ОРОиК, представители научного сообщества.