Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий
Вступительное слово на конференции «Святоотеческое наследие и воспитание детей и юношества» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.
Москва, Белый зал Храма Христа Спасителя, 27.01.2016
Проблема, которой посвящена наша секция, — святоотеческое воспитание и современная молодежь. Говоря о святоотеческом воспитании, мы понимаем, о чем идет речь: это воспитание молодежи в святоотеческой парадигме. По святоотеческим традициям, к святоотеческому идеалу.
Такая постановка вопроса в России до 17-го года была вполне естественной. Ни у кого не возникало недоумений или смущений: ну как ещё воспитывать молодежь в православном государстве? Естественно, в соответствии с православными традициями. А кто лучшие их хранители, носители, как не святые отцы? Их иконописные образы, их жития, недельный, месячный, годовой циклы церковной жизни, связанные с их памятью — все это создавало особую, святоотеческую воспитательную среду. Каждый православный человек имел своего небесного покровителя, молился ему, стремился подражать.
ХХ век внес значительные коррективы в эту жизнь, в государственное и общественное устроение России. Менялись социальные системы (трижды за столетие), а вместе с ними мировоззрение, ценности, идеалы. Школа, семья. Изменился наш соотечественник, не мог не измениться и наш молодой соотечественник. Современная молодежь далеко не такая, какой она была во времена монархии. Не станем давать оценки: хуже она стала или лучше, но она совершенно не такая. Социологи и психологи, занимающиеся проблемами молодёжи, характеризуют её как медийную, ориентированную на потребление, с клиповым мышлением и эгоистическим сознанием. Подавляющая её часть не только не склонна строить свою жизнь по святым отцам, она вообще их не знает.
Столь же скудные, а, зачастую, превратные знания наши молодые современники имеют о Церкви. И о нас, её служителях. Много лет мне приходится встречаться со старшеклассниками общеобразовательных школ. И всякий раз, на первом уроке, начиная очередной цикл бесед, соприкасаюсь с одной и той же реакцией: легкий ступор, недоумение. Ребята не знают, как со священнослужителем общаться, о чем можно его спросить, о чем вообще беседовать с ним?
Здесь добрую услугу могут оказать три принципа святоотеческой педагогики — понимание, терпение и любовь. Нужно очень хорошо ПОНИМАТЬ этих школьников: всех вместе, находящихся сейчас перед тобой, в этом классе и в отдельности каждого. Необходимо знать, что возраст юности — это поиск своего «я», своего идеала, стремление выстроить себя в соответствии с ним. Это огромное желание быть замеченным и боязнь осуждение со стороны сверстников. Это внутренняя борьба между ожиданием помощи от взрослого, опытного, знающего и потребностью в независимости. Также нужно хорошо помнить: настоящего мудрого советчика современному молодому человеку найти очень трудно, почти невозможно — ни в семье, ни в школе. Таковым и должен стать православный пастырь.
Понимание рождает ТЕРПЕНИЕ: если я понимаю юношу или девушку, значит, мне понятны их внутренние побуждения. Понятно, что вот эта его резкость вызвана вовсе не неприязнью ко мне, а страхом показаться смешным или глупым, а эта её замкнутость или, наоборот, развязность — есть ни что иное, как просьба обратить на неё внимание. А в основе понимания и терпения всегда должна быть ЛЮБОВЬ. Для встречи с молодёжью ею нужно запастись сверх всякой меры. Она откроет пластырю доброму сердца и мысли его юных собеседников, позволит ощутить причины их радостей и скорбей. Она в нужный момент подскажет нужное слово, вразумит на единственно правильный поступок.
Это то, как святые отцы могут помочь создать внутренний настрой у самого священника. Если он старается жить в соответствии с их советами и, конечно, просит у них помощи в молитвах. Но в состоянии ли они дать ему что-то в «методическом плане»? Или здесь нужно искать какие-то совершенно новые методы, как, например, ищут в иных христианских конфессиях? Ищут… и не находят.
Позволю себе небольшое отступление. Года три назад мне довелось посетить несколько европейских государств с целью посмотреть, как католики строят там работу с молодежью. В Мюнстере (Германия) мы беседовали с руководителем местного молодёжного движения. Как пример инноваций, он показал мне видеоролик с записью «молодежной» мессы. Под современную музыку, со световыми эффектами, жидким азотом, прихлопываниями и пританцовывываниями совершают таинство «Тела и Крови Христовой». В зале — человек 20, не больше. После просмотра я спросил: «С какой целью вы это делаете?» – «Чтобы таинство стало понятнее и интереснее для молодёжи». «Но ведь на стадионах, массовых зрелищах это происходит несравненно ярче, эффектнее. Там выступают артисты-профессионалы, умеющие обратить множество людей в толпу. У вас же здесь — самодеятельность, дилетантизм. Любой из молодых сразу это поймёт и сделает вывод. Не в вашу пользу. Но самое главное, таким способом можно возбудить чувства, воспламенить кровь, но не настроить на молитву. Концерт и общение с Богом все-таки вещи разные. Современные методы работы пастыря с молодёжью и методы её осовременивания — тем более.
И, все-таки, о советах святоотеческих, воспитательных. Один из них — паломничество к святыням. К нашим прекрасным иконам, которые могут беседовать «от души к душе», независимо от того, в каком веке живет человек: в IV или XXI-м. Неоднократно видел, с каким благоговейным интересом всматривались школьники в лик «Владимирской» или «Нерукотворного Спаса». К нашим великолепным храмам. Также наблюдал много раз как заходит современная молодежь в храм, и что-то с ними, этими тусовочными ребятами начинает происходить. Куда-то сразу исчезает их вольготность, становятся они робкими, кроткими. Видимо, нечто таинственное начинает действовать в тот миг на образ Божий, который в душе каждой. И в этих душах тоже. Но, как и каждое паломничество, это должно быть подготовлено. Священником.
Большое количество ценных советов есть у святых отцов XIX – ХХ века. Тех, которые работали с нашими туземцами, просвещая их светом Евангелия. У святителя Иннокентия (Венниаминова), в частности, есть очень полезная брошюра: «Указание пути в Царство Небесное». Просто, практично, доступно там описывается, как строить работу с аборигенами Аляски. Хорошее методическое пособие для священников, которые несут слово Божие для современных молодых «туземцев». Не по разуму, не по объёму знаний или умению пользоваться достижениями прогресса, — для туземцев по вере, младенцев жизни духовной.
В заключении, повторю две, на мой взгляд, главные вещи. Нет методики лучшей, чем воспитание на примере. Достойный пример всегда будет оказывать глубокое действие, особенно на юную душу, ибо юность – возрастной период, когда человек ищет идеал, стремится к нему, когда формируются убеждения, ценности, мировоззрение. Таковы особенности данного возрастного периода. Потому крайне важно, дать юным возможность на примерах наших святых, особенно святых новомучеников, увидеть, чтό есть верующий человек, что в жизни главное, к чему нужно стремиться. Не к голливудским звездам, накаченным мышцам, сияющим улыбкам, нет, а к нашим святым образцам, особенно XIX–ХХ века. И второе – святоотеческая традиция воспитывает, прежде всего, самого педагога, самого человека, который работает с молодежью. И здесь её значение трудно переоценить. Дети, молодежь, обладают способностью чувствовать истинность человека, который к ним идёт, его правильность, подлинность. И святые отцы помогают нам, педагогам, становиться правильными, подлинными, истинными.
Может быть, кто-нибудь помнит один эпизод из жизни владыки Антония Сурожского, Он, будучи уже архиереем, посетил притон для наркоманов. Знал, куда шел, но, тем не менее был поражен тамошним безобразием. К нему обращается молодой человек, естественно, со сквернословием и спрашивает. В переводе на литературный язык этот вопрос звучал так «Зачем ты пришел?». Владыка отвечает: «Хочу избавить тебя от погибели, в которой ты находишься». – «А я не хочу, чтоб ты меня избавлял». И вот тогда владыка сказал ему следующие слова: «Да, ты можешь меня отсюда выгнать, можешь обругать, но я тебя люблю и сделаю все, чтоб ты остался жить».» Вот такое отношение к людям, в том числе и тем, кто, возможно, с точки зрения многих и не заслуживает доброго отношения – к опустившимся, спившимся – воспитывает в нас святоотеческая традиция. Она и делает нас христианами, той закваской, которая должна освятить мир, спасти его. И это есть, и это будет пока существует христианство, а оно будет существовать всегда.