Круглый стол «Культурообразующая функция и междисциплинарный характер предмета «Основы православной культуры» в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов» в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.
Ежегодно в конце января ГБОУ Школа № 1148 им. Ф. М. Достоевского собирает педагогов Москвы, коллег из регионов, представителей различных конфессий на конференцию в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году 26 января в работе Круглого стола « Культурообразующая функция и междисциплинарный характер предмета «Основы православной культуры» в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов» приняли участие представители Нижнего Новгорода, Перми, Калуги, Тюменского края, Тобольско-Тюменской епархии. Храма Андрея Боголюбского на Волжском, методистов духовно-просветительского Центра МГОУ, наших хороших друзей из Николо-Перевинского монастыря в Печатниках.
Гостей встречал ансамбль «СмоРодина» под руководством Скворцовой Галины Александровны, учащиеся студии «Живое Слово» под руководством Довгоненко Владимира Алимовича.
Директор школы Роман Юрьевич Абрамов в приветственном слове подчеркнул важное значение духовно-нравственного воспитания в образовательной политике государства. Роман Юрьевич также обратил внимание на то, что школа может и должна осуществлять сплав традиций и инноваций, как в овладении знаниями и умениями, так и в воспитании; и московскому образованию ныне есть что предъявить обществу для системной работы в этом направлении.
Куратор конференции иерей Михаил Сергеев, председатель комиссии Юго-Восточного московского викариатства по катехизации и образованию, настоятель храма в честь святых Жен-Мироносиц в Марьино, отметил роль церковно-общественного взаимодействия в решении актуальных вопросов современного общества. Отец Михаил обратился к анализу общего поля для школы и церкви – воспитанию и поддержке духовного здоровья современного ребенка. Важно отметить, что это, конечно, относится не только к православному, воцерковленному ребенку, а к любому ребенку в принципе, потому что цельность человеческой жизни, не только успех, но и счастье любого ребенка – это то, что может объединить усилия педагога, семьи и общества.
Школе Достоевского есть чем гордиться: образованием и воспитанием на основе русских духовно-нравственных традиций школа занимается с 90-гг. XX века. Не удивительно поэтому, что школа вошла в пилотный проект по внедрению духовно-нравственного образования (всего таких в проекте 130), – на это обратила внимание собравшихся заместитель директора Светлана Леонидовна Яценко. Учителя школы представили опыт работы на всех ступенях развития среднего общего образования: от дошкольного, до старших классов.
О развитии основы социокультурной личности в дошкольном возрасте говорила Ольга Николаевна Белкина, воспитатель ГБОУ школы № 1148, которая продемонстрировала методики работы по духовно-нравственному образованию с детьми трех основных дошкольных возрастных групп, работу в ресурсном круге, парах и четверках.
Наталья Владимировна Носыко, заместитель директора по УВР, учитель ОПК и курса «Истоки» в начальных классах посвятила свое выступление формированию базовой культуры личности школьника на уроках курса «Основы православной культуры» в первом классе (в этой школе ОПК дети уже много лет изучают в качестве вариативного компонента с 1 класса). Неудивительно поэтому, что в школе так много опытных педагогов, а 94% родителей четвероклассников в прошлом году выбрали ОПК для изучения в рамках курса ОРКСЭ.
Важный элемент работы – школьная музейная среда. Сеть музеев школы любовно создавалась здесь около 20 лет совместно руками детей и педагогов. Успехи школьной музейно педагогики тоже понятны: ведь пресловутые «межпредментые» связи в преподавании различных школьных дисциплин силами педагогов и социальных работников школы появились здесь задолго до введения ФГОС.
Елена Вячеславовна Толстых, учитель начальных классов, рассказала про опыт работы по модулю ОПК курса ОРКСЭ в четвертом классе, подкрепив методические советы видеофрагментами уроков.
Алла Александровна Лебедева, учитель МХК, поделилась опытом организации образовательного процесса в рамках изучения модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в пятом классе.
Лучшим доказательством успеха организации проектной работы педагогов школы по изучению культурного наследия стало выступление двух шестиклассниц, Монаховой Марии и Курбатовой Яны, с итоговым отчетным докладом о проекте «Святыни Абхазии». То, как уверенно держались дети, насколько привычной была для них атмосфера взрослого педагогического совещания, лучше всяких отчетов характеризует успехи и работоспособность построенной системы духовно-нравственного образования школы.
Почетные гости школы методист издательства «Русское слово» Раиса Сергеевна Курилина и преподаватель кафедры ЮНЕСКО МИОО профессор Клишина Ольга Семенова познакомили участников конференции с особенностями УМК по курсам, изучаемым в школе, ответили на вопросы присутствующих. Характеризуя содержательные и методические особенности УМК по курсу «Основы православной культуры» издательства «Русское слово», созданного сотрудниками факультета международного образования Е. Ф. Тепловой, О. Н. Яшиной и Ю. С. Васечко, пользующегося большой популярностью среди педагогов ОПК Москвы и регионов, Раиса Сергеевна подчеркнула, что УМК это полностью законченный комплект, не только прошедший конфессиональную экспертизу, комплексно развивающий все необходимые УУД, но и соответствующий всем современным требованиям педагогики ФГОС НОО. Издательство «Русское слово» выразило желание сотрудничать с такими знающими и компетентными педагогами, как сотрудники кафедры Е. Ф. Тепловой и в дальнейших издательских проектах.
По окончании работы Круглого стола в теплой, дружественной обстановке, за чашкой чая гости и выступающие обменялись мнениями о работе, поделились перспективами дальнейшего сотрудничества, отметили высокий уровень организации конференции. Общение завершилось экскурсией к домику Ф. М. Достоевского в Люблине, которую для участников Чтений провела Елена Федоровна Пекшева, школьный социальный педагог.