26 января в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений в Московском педагогическом университете состоялся круглый стол по вопросам патриотического воспитания молодёжи, на который собрались руководители военно-патриотических клубов из Москвы, Челябинска, Новосибирска, Кемерова, Перми, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и других регионов России.
- В.И. Лутовинов «Проблемы патриотического воспитания молодежи в контексте обеспечения духовной и военной безопасности России и направления их решений»
- Протоиерей Игорь Шестаков, Руслан Владимирович Казанцев, Михаил Сергеевич Телешев «Сотрудничество и взаимодействие военно-патриотических организаций и государственных и военных органов на примере Челябинской области»
- Протоиерей Димитрий Полушин. «Об отсутствии комплексного подхода к военно-патриотическому воспитанию и пути решения этой проблемы»
- Протоиерей Сергий Халюта. «Организация процесса военно-патриотического воспитания в республике Крым. Проблемы. Пути решения»
- Максим Александрович Катан. «Опыт военно-патриотической работы НОСПОО ДРУЖИНА. Перспективы, проблемы и пути решения»
- Шарипов Александр Михайлович «Проект концепции Русской Православной Церкви по патриотическому воспитанию молодежи».
- Протоиерей Павел Павликов. «Международный военно-патриотический проект Синодального отдела по делам молодежи «Православный воин». Перспективы развития. Проблемы. Пути решения».
Руководитель отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами, правоохранительными органами и казачеством Новосибирской митрополии протоиерей Дмитрий Полушин рассказал о том, как он сумел создать в своей епархии комплексную систему спортивного и духовного воспитания. Школа возникла из тысячекилометрового казачьего конного похода, проведённого в честь Ирменского сражения, когда в 1598 г. отряд казаков и служилых сибирских татар воеводы Андрея Воейкова разгромили войско хана Кучума. В клубе есть и ребята даже из мусульманских семей. Был такой случай, когда родители – мусульмане привели дочку к православному священнику: «Отец, возьмите на воспитание, от рук отбилась». Вот так она увлеклась спортом и уже несколько лет занимается в клубе.
Зачастую военно-патриотические лагеря организовывают священники, но работают с ребятами или военные в отставке, или спортсмены. Задача священника в лагере – передать детям духовный опыт Церкви. Разумеется, не все дети становятся воцерковлёнными, но важно научить их быть сильными, требовательными к себе, терпеливыми. Этим и занимаются педагоги. Недаром даже канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил, что битвы выигрывают не полководцы, а школьные учителя и приходские священники.
Как говорят опытные педагоги, тем кто занимается военно-патриотическим воспитанием важно понять, что межнациональные конфликты в стране возникают на почве отсутствия национального воспитания.
На заседании круглого стола выступил член международного Ильинского комитета А.М. Шарипов. Его доклад назывался: «О правоте патриотизма и сопротивлении злу силой». Он сказал слово в защиту воинского служения, опираясь на труды И. А. Ильина.
С.А. Зотов (представитель политической партии «Родина») отметил, что сегодня мало воспитывать детей только в военно-патриотических клубах, нужно чтобы государственная политика воспитывала все Российское общество. Важно также замечание, возникшее по ходу разговора, о том, что помимо военно-патриотического воспитания необходимо и воспитание гражданское, которое послужит консолидации общества.
Протоиерей Игорь Шестаков, секретарь Челябинской епархии, рассказывая о том, как можно создать военно-патриотический клуб, отметил, что для этого в первую очередь нужно находить единомышленников. Усилиями отца Игоря и его единомышленников, между прочим, было сохранено от расформирования военно-авиационное училище штурманов в Челябинске, и сейчас выпускники этого училища несут свою службу в Сирии. Челябинский военно-патриотический клуб называется «Центр народного единства» и его задачей является сохранение воинских традиций. Протоиерей Игорь Шестаков отметил, что сегодня школа утратила свои воспитательные функции и поэтому родители зачастую отдают детей учиться в кадетские корпуса.
Руководитель нижегородской общественной организации «Дружина» М.А. Катан среди проблем военно-патриотических клубов отметил слабую материальную и кадровую базу, а также несогласованность в воспитательных программах. Самой большой проблемой Максим Александрович назвал – отсутствие в регионах механизмов поддержки военно-патриотических клубов. По прежнему основная часть ВПК существует на средства частного бизнеса и получить государственную поддержку этим клубам к сожалению не удается.
Клирик Нижегородской епархии протоиерей Павел Павликов, куратор Синодального отдела по вопросам патриотического воспитания молодёжи, рассказал о Международном военно-патриотическом проекте «Православный воин» и поделился планами работы на 2016-2017 годы. В своем выступлении отец Павел сказал, что в планы Синодального молодежного отдела входит создание шести военно-патриотических площадок в разных регионах России, на которых будет осуществляться проект «Православный воин». Цель проекта – объединение ВПК в федеральных округах. Каждая площадка – это место, где могут собраться руководители и воспитанники ВПК для личного общения и обмена опытом, а самое главное для совместной молитвы. Потому, что как показывает практика, таких площадок в России практически нет, а потребность в них есть. Процесс этот достаточно сложный и рассчитан на долгосрочную перспективу, но как говорит народная мудрость: «Дорогу осилит идущий».
На встрече также отмечалось, что все школы и клубы должны ставить перед собой долгосрочные задачи. К примеру, готовить людей культурно и политически образованных, чтобы они смогли стать молодой элитой. Не менее важно объяснять детям, что главное в их жизни не свобода и комфорт, не личный успех, но служение ближнему и Отечеству. На встрече вспоминали слова одного из ветеранов Великой Отечественной войны: «Нам всем сегодня нужно быть солдатами».
Ирина Ушакова
Из резолюции круглого стола
«Патриотическое воспитание молодёжи»
Главной задачей является духовно-патриотическое возрождение всего нашего общества. Политическая деятельность государства, правящей элиты должна исходить из необходимости решения этой задачи в самой ближайшей перспективе. Все остальное лишь производное. В том числе выход из системного кризиса. При отсутствии в нашем обществе патриотизма и других высших ценностей, например, почитания, уважения и стремления к развитию и обогащению родного языка, истории, культуры, традиций, устоев народной жизни, особенно нравственной, деятельной, трудовой, о ней просто бессмысленно вести речь.
Вследствие этого решение проблемы разработки духовно-идеологических основ воспитания, особенно патриотического, становится все более насущной и необходимой. Только выражающая важнейшие интересы народа, общества, государства, направленная на решение самых насущных проблем идеология может избавить наше сознание от тревожных сомнений, внутренних противоречий, социального и политического противостояния между людьми. Государственная идеология должна представлять собой совокупность официально признанных доктрин во всех ключевых сферах жизнедеятельности общества, основанных на его интересах и ценностях, традициях и перспективах, достижениях, трудностях и проблемах.
Первоочередные меры: национальная идея, общенациональная идеология, Федеральный закон о патриотизме и патриотическом воспитании, патриотизация всех государственных институтов и сфер общественной жизни (преодоление либеральной идеологии, воссоздание системы высших национально ориентированных духовно-патриотических ценностей); создание эффективно функционирующей системы патриотического воспитания (на новой основе) для формирования российского патриотизма у большей части соотечественников как важнейшего условия возрождения России, ее величия и создание основ для достойного будущего, которого мы в настоящее время лишены. Таким образом, возрождение национального самосознания России, реализация созданного многими поколениями духовно-нравственного и патриотического потенциала нашего общества является доминирующей тенденцией его современного развития и по всем параметрам тяготеет к возможно более полному восстановлению исторической преемственности, прерванной в XX веке серией разрушительных военных столкновений и мощных социальных катаклизмов. Этот процесс поиска и обретения подлинно патриотической идеологии, основанной на российской духовности, истории, культуре, отражающей проблемы современного развития, особенности национального самосознания и менталитета, гармонизирующей интересы русского и других народов России, настоятельно ждет своего скорого завершения.
Газета «Русь Державная», 2016, № 2R