26 января 2016 г. в рамках ХХIV Международных Рождественских образовательных чтений – «Традиции и новации: культура, общество, личность» (направление: «Церковь, государство, общество») состоялось заседание секции «Секты как орудие для разрушения традиций».
В работе секции приняли участие более 120 человек из разных стран и регионов России, включая православных священников, миссионеров, а также ученых, специализирующихся на проблеме тоталитарного сектантства.
Открыл первую часть заседания приветственным словом к. филос. н., научный работник Саратовской православной духовной семинарии, клирик храма во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца в городе Саратове, руководитель Саратовского отделения Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея, еп. Лионского, ответственный секретарь Российской ассоциации центров изучения религии и сект (РАЦИРС), эксперт в области изучения новых религиозных движений и деструктивных сект священник Александр Кузьмин.
По сложившейся многолетней традиции доктор философии, кандидат богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), президент Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея, еп. Лионского, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), вице-президент FECRIS – Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах, зам. председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ Александр Леонидович Дворкин сделал обзор событий, связанных с сектами, за прошедший 2015 г.
На секции было заслушано 15 докладов, в рамках которых были рассмотрены вопросы, касающиеся тоталитарного сектантства и деструктивных культов как в России, так и во всем мире.
Общий тон обсуждения задал доклад священника Александра Кузьмина «Неопятидесятнические секты как инструмент развала государства», в котором особенное внимание автор уделил тем технологиям, которые могут использовать неопятидесятнические секты для дестабилизации государств.
Следующий докладчик – протоиерей Сергий Стаценко, председатель Просветительского отдела Ташкентской и Узбекистанской епархии, проректор по учебной части, преподаватель Ташкентской Православной Духовной семинарии, настоятель храма святого благоверного великого князя Александра Невского в своем докладе «Особенности и аномалии существования постпротестанских сект в Узбекистане» подробно рассказал о деструктивной деятельности неопятидесятнических сектантских организаций в Узбекистане.
Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), Александр Леонидович Дворкин в докладе «Cайентология и ЦРУ: миф или реальность?» показал как деструктивная секта сайентологии используется в качестве инструмента разведки США.
Следующий докладчик – Алексей Александрович Воат, к. филос. н., доцент кафедры истории и управления инновационным развитием молодёжи Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), старший преподаватель кафедры теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета представил доклад на тему «Вербовочная деятельность террористической секты «АУМ синрикё» в России», в котором подробно описал рекламно-вербовочные приемы и техники, активно используемые данной сектой для вербовки новых адептов в сети интернет.
В качестве продолжения темы вербовки в сети интернет, Никита Андреевич Медведев, аспирант НИЯУ МИФИ кафедры информационной безопасности, руководитель центра информационной безопасности Лиги Безопасного Интернета прочитал доклад на тему «Особенности вовлечения в деструктивные секты с использованием сетевых технологий и социальных сетей (на примере психокульта Бодхи)», в котором показал как современные технологии рекрутмента и индоктринации в социальных сетях активно используются различными тоталитарными сектами.
Вадим Яковлевич Розенфельд, директор общественного центра «ПроСвет», руководитель регионального отделения РАЦИРС, Республика Башкортостан, представил доклад на тему «Социальная работа сектантских организаций и психокультов как способ прикрытия деструктивной деятельности и один из методов вовлечения адептов», в котором подробно рассказал о деструктивной деятельности и вербовке сектантских организаций, маскирующихся под видом некоммерческих организаций и волонтерских движений.
После завершения первой части выступлений докладчики ответили на вопросы и поблагодарили всех участников секции за проявленное к их темам внимание.
Вторая часть заседания секции была открыта докладом Михаила Анатольевича Еремушкина, д. м. н., профессора кафедры «Травматологии, ортопедии и реабилитации» РМАПО, профессора кафедры «Спортивной медицины и реабилитации» ИППО ФМБА, ведущего научного сотрудника научно-поликлинического отделения ФГУ «ЦИТО им. Н.Н. Приорова» «Остеопатия как метод оккультной медицины», в котором автор показал, как оккультно-сектантские взгляды активно проникают в медицину на примере остеопатии.
В качестве продолжения темы проникновения оккультных идей в медицину был представлен доклад Владимира Николаевича Решетова, к. ф.-м. н., доцента НИЯУ МИФИ «Есть ли научные основы у гомеопатии?» в котором исследователь показал научную несостоятельность методов лечения гомеопатии и те оккультные идеи, которые активно распространяются в данной методике.
Доклад дополнило сообщение протоиерея Максима Обухова, руководителя православного медико-просветительского центра «Жизнь», председателя Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейный ценностей», настоятеля больничного храма Св. мч. Вонифатия, «Православие и гомеопатия», в котором была продолжена тема научной несостоятельности методов лечения гомеопатии, а также несовместимость ее оккультных идей с православным вероучением.
Следующий докладчик – Нина Александровна Соколова, к. б. н., ст. н. сотрудник ВИНИТИ РАН в своем докладе «Клиентурные центры для беременных и родителей с детьми как явление антикультуры» подробно рассказала о сектах, активно вербующих беременных и их близких, а также показала возможную опасность для жизни и здоровья граждан, исходящую от деятельности организаций данного типа.
Алина Александровна Виноградова, психолог Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея, еп. Лионского, ГБУ Центр социальной помощи семье и детям «Измайлово» выступила с докладом на тему «Примеры скрытой пропаганды неоязычества в школьных дидактических материалах», в котором показала методы распространения оккультных идей нативистских культов движения «Нью-эйдж» среди несовершеннолетних в школе.
Дмитрий Николаевич Бахарев, адвокат, член Юридического комитета защиты прав и достоинства личности при РАЦИРС в своем докладе «Традиционные вероисповедания в России: краткий юридический анализ проблемы» рассказал об особенностях нормативно-правового регулирования деятельности традиционных религиозных организаций в РФ.
Следующий докладчик – Анна Владимировна Николаева, сотрудник Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея, еп. Лионского представила доклад на тему «Истинно ли «Истинное Православие» ИгЛы? О богословских воззрениях И. Т. Лапкина, его практике общинной жизни и миссии. По материалам сайта: «Во свете Библии»», в котором рассказала о деструктивной деятельности общины И. Т. Лапкина, а также показала несоответствие взглядов лидера движения с Православным вероучением.
Виктор Иванович Игуменов, директор Воскресной школы, помощник настоятеля по миссионерской работе храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино, сотрудник Центра религиоведческих исследований во имя сщмч. Иринея, еп. Лионского в своем докладе «Вероучение и «миссионерская деятельность» С.М. Масленникова» рассказал о псевдоправославном вероучении екатеринбургского проповедника Масленникова, указал на догматические заблуждения лидера движения, а также на ту опасность, которая исходит от данного объединения.
Член правления Всеукраинского апологетического центра во имя свт. Иоанна Златоуста Владимир Николаевич Рогатин в своем докладе «Учение Маслова и его деятельность на Украине» рассказал о деструктивной деятельности секты Леонида Маслова «СССР», ее оккультном нью- эйджевском вероучении, а также показал опасность, которая исходит от данной тоталитарной секты.
Секция завершилась сообщением директора Информационного митрополичьего центра «Православное Осколье» (Белгородской и Старооскольской епархии) Светланы Воронцовой «Секты как явление антикультуры», о том, что в Белгородской области активизировала свою деятельность неисследованная секта нью-эйджевского толка, маскирующаяся под благотворительный фонд «Поверь в добро».
После завершения второй части выступлений докладчики ответили на вопросы и поблагодарили всех участников секции за проявленное к их темам внимание. Представленные доклады вызвали интерес у аудитории, и их обсуждение проходило весьма оживленно. Все участники выразили удовлетворение работой секции и готовность продолжить совместное обсуждение общих проблем в области сектоведения в следующем году.
В заключение Александр Леонидович Дворкин поблагодарил всех участников заседания секции за плодотворную совместную работу и пожелал дальнейших успехов в антисектантской деятельности.