Секция «Воспитательное значение словесности в условиях сосуществования православной и светской культуры», организованная в рамках Направления «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации», состоялась 23 мая 2022 г. а Конференц-зале Храма Христа Спасителя. Работу секции возглавили протоиерей Александр Ранне, кандидат богословских наук, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, председатель Отдела по религиозному образованию и просвещению Новгородской епархии, выступивший с докладом «Зарождение “светскости” в русской культуре эпохи царя Алексея Михайловича»; иерей Илия Ничипоров, д. филол. н., профессор филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, чей доклад был посвящен теме «Подростковое сознание в современной литературе»; и Моторин Александр Васильевич, д. филол. н., профессор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, представивший доклад «Светское просвещение в словесности эпохи Петра I». Курировала работу секции специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации Елена Григорьевна Балашова.
В работе секции участвовало 30 человек, представлявших вузы и другие образовательные, просветительские, духовные учреждения Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Стокгольма (Швеция, онлайн), Алматы (Казахстан), Калуги, Ярославля, с. Алакаевка (м.р. Кинельский Самарской области), Кирова.
В ходе заседания были представлены 10 докладов, авторы которых затрагивали вопросы духовного содержания и нравственно-воспитательного воздействия русской словесности.
При чтении докладов и обсуждении их содержания родное русское слово рассматривалось как главный источник духовного православного просвещения для минувших, настоящих и грядущих поколений российского народа. Словесное просвещение понималось в соответствии с богословием апостола и евангелиста Иоанна, передавшего благодатное знание о Христе как божественном Слове и Свете, зиждущем, просвещающем и сохраняющем мир. С этой точки зрения на заседании было проведено различие между православным и светским просвещением, которые совершаются в словесности, педагогике, да и во всей культуре при сложном противоречивом их сосуществовании со времен Петра I.
Участники пришли к выводу о необходимости углубленных изысканий в области православного направления русской словесности и о важности привнесения полученных данных в народное образование и просвещение на всех его уровнях: от дошкольного до высшего. В частности, говорилось о пользе включения в образовательные программы и учебники творчества выдающихся писателей, забытых по разным обстоятельствам, но ярко выразивших в своих произведениях православные духовно-нравственные ценности.