По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси КИРИЛЛА в период с 26 по 29 января 2020 года состоялись XXVIII Международные Рождественские Образовательные Чтения. В рамках Рождественских Чтений работала секция «Семейное образование: практический опыт».
На заседании секции 26 января 2020 г., прошедшей на 8 сцене МХАТ им. Горького речь шла о целях и задачах образования и воспитания христианина. Какова роль семьи? Как уберечь души детей от опасностей современного мира? Как вырастить детей с православным мировоззрением и предотвратить отход подростков из Церкви? Эти и другие вопросы обсудили участники секции в присутствии гостей из разных регионов России и ближнего зарубежья.
Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, в своем выступлении говорил о проблемах школьного образования. По мнению известного пастыря, семейное образование помогает бороться за жизнь и здоровье своих детей. Отец Димитрий подчеркнул, что семейное образование – это ответственный путь. Воспитывая своих детей сами, изучая своих детей, родители начинают замечать в себе отрицательные черты и борются с ними.
Отец Димитрий отметил важность объединения «семейников» в решении воспитательных и образовательных проблем. Главный тезис выступления отца Димитрия: «Воспитание своих детей – прямая священная обязанность каждого родителя». Нравственные ориентиры – самое главное, что необходимо нашим детям. Делегирование воспитательных функций в чужие руки ведёт к неудачам и отходу детей от веры.
Архиепископ Александрийский и Светловодский Боголеп в своём выступлении осветил состояние и перспективы семейного образования на Украине. В стране происходят огромные перемены. Векторы развития украинского образования в школах имеют целью воспитать «нового украинца» с иной ментальностью, оторванного от русского мира и православных ценностей. Семейное образование на Украине имеет своей задачей не только сохранить нравственное и духовное здоровье детей, но и улучшить общественный климат, воспитать новое поколение в духе взаимоуважения и терпимости.
Главной целью Семейного образования архиепископ Боголеп видит в возможности научить ребенка правильно воспринимать реальность, показать практическое богословие день за днем, в то время как украинские школы сознательно совершают подмену понятий добра и зла. Владыка выразил надежду на популяризацию семейного образования и разработку пособий и материалов практиками Семейного образования в помощь тем, кто только решается на этот ответственный шаг – выбор семейного образования.
Далее выступил Леван Васадзе, крупный грузинский бизнесмен и общественный деятель, Председатель Грузинского Демографического общества XXI. Его доклад был посвящен роли семьи в образовании и воспитании ребенка. Также была затронута проблема мотивации ребенка к учебе. Леван поделился своими наблюдениями за учениками созданной им гимназии, где условия максимально приближены к семейным. Мотивация к учебе, по его мнению, нарушается в случае конфликта родителей.
Выступающий особо указал на проблему потери традиционного уклада. Это порождает массу новых проблем и имеет своим печальным следствием коллапс семьи. В современных условиях очень непросто воспитать целостную личность и передать христианские ценности. Поэтому так важно православным народам сохранить традиционную семью. Семейное образование – лучший способ передать традиционные ценности детям.
Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. Горького, акцентировал внимание гостей на культурном воспитании детей. Культура – это противоядие для будущих поколений от пошлости, безнравственности. Необходимо дать детям культурный фундамент. С детства их должны окружать правильные образы, смыслы, примеры. Именно из православного мировоззрения возникло и развивалось великое культурное наследие. И театр, и культура в целом должны нести воспитательные функции, создавать позитивные образы и смыслы, предлагать зрителю диалог с его совестью и душой. Этот нравственный фундамент необходимо дать человеку в детстве, об этом должны помнить и учителя в школах и родители на семейном образовании.
Выступили и многодетные родители, практикующие семейное образование – журналист-публицист Андрей Рогозянский и священник из Арзамаса Александр Шишков. Они поделились личным опытом, рассказали об успехах и проблемных ситуациях. Личный опыт родителей, выбравших семейную форму, очень важен, доклады были встречены с большим интересом.
Елена Приступа, зав. кафедрой педагогики и психологии семейного воспитания МПГУ, профессор, доктор педагогических наук представила свой доклад на тему «Современная инфраструктура поддержки семей в РФ». В своем выступлении она подчеркнула важность выстраивания диалога между педагогическим сообществом и родителями домашних учеников с целью оказания квалифицированной помощи и сотрудничества в сфере образования.
Гузель Гурдус, директор Центра поддержки семейного образования, выбрала необычную форму для своего выступления. Она привлекла к общению с аудиторией своего сына Германа Гурдуса. Подросток, несколько лет обучающийся на Семейном образовании, удивил своим уровнем интеллекта, умением свободно отвечать на вопросы, в том числе, кто и как его заставляет учиться. Такие вопросы очень волнуют тех, кто только приходит к выбору Семейного образования. И как же приятно были удивлены присутствующие, услышав от подростка, что никто не заставляет его заниматься науками, учиться нравится ему самому. Среди школьников это явление весьма редкое.
Матушка Иоанна (Калашникова), игуменья Свято-Тихоновского монастыря в г.Торопец Тверской и Кашинской епархии, рассказала о том, с какими проблемами приезжают к ней родители школьников, как важно сохранить отношения между родителями и детьми, о пагубном влиянии гаджетов и виртуальной реальности в целом на формирование личности ребенка. Матушка выразила надежду, что именно на семейном образовании ребенку уделяется максимальное родительское внимание, и риск вреда от виртуального мира минимизируется.
Александра Машкова-Благих, общественный деятель, отстаивающий интересы российских семей, объявила о создании Национальной Ассоциации Семейного Образования. Для того, чтобы защищать семейное образование в России, популяризировать его на государственном уровне, оказывать юридическую поддержку, отстаивать просемейные взгляды на развитие российского общества, родителям, выбравшим семейное образование, необходимо объединяться.
Алексей Комов и Ирина Шамолина, популяризаторы семейного образования в России, советники по вопросам развития домашнего образования Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, тоже говорили о необходимости объединения семей и популяризации семейной формы обучения.
Возможно, для России тема семейного образования остаётся новой, и против такой формы существуют некоторые сомнения и предубеждения. Непросто даётся диалог с государством и чиновниками, которые не всегда понимают важность развития семейного образования в России. Однако, как отмечает Патриаршая Комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, результаты Семейного образования – положительные, и у Церкви нет причин сомневаться в таком выборе родителей, поскольку это полезно с точки зрения семейной политики и сохранения традиционных семейных и нравственных ценностей, передачи православного миросозерцания молодым поколениям. Выбор формы получения образования, формы обучения, включая обучение в конкретной школе или вне школы – это право родителей, предусмотренное законом и соображениями совести и христианской родительской ответственности.
В соответствии с российским законодательством, семейное образование является одной из форм получения образования и обучения вне образовательных организаций (ст. 17 Федерального закона «Об образовании в РФ»), полностью равноправной со школьным обучением. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (ст. 44 ч. 3 п.п. 1 и 2) дает всем родителям без исключения право выбрать семейное образование для своих детей. Выбор используемых учебных материалов и пособий, содержание обучения на семейном образовании определяются родителями ребенка. При этом, в соответствии со ст. 44 ч. 1 Федерального Закона «Об образовании в РФ», родители несовершеннолетних имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Таким образом, семейное образование является доступной для родителей альтернативой традиционному школьному обучению. Многие православные пастыри и педагоги, включая членов Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства положительно оценивает данную форму обучения.
В частности, в документе Комиссии «Не хорошо быть человеку одному…» (Быт. 2, 18): православный взгляд на семью и проблемы современности», Комиссия отметила: «Важное значение имеет поддержка образовательных усилий семьи. Необходимо помнить, что именно родителям вручено самим Богом попечение о воспитании и обучении их детей, связанные с этим права и обязанности. Усилия православных христиан направлены как на защиту приоритетных прав родителей в этой сфере, так и на поддержку труда родителей в деле обучения детей. Важную помощь семье в этом отношении оказывают православные детские сады и школы, а также объединения родителей, решивших давать своим детям семейное образование».
В рекомендации Круглого стола в Общественной Палате РФ по семейному образованию, прошедшего 20.11.2015 года, указывается: «Семейное образование является современной и эффективной формой обучения, позитивные результаты которой, как академические, так и социальные, подтверждены научными исследованиями. Участники Круглого стола убеждены, что семейное образование оказывает существенное положительное влияние на общество в целом. Оно не только отвечает всем требованиям к современным формам обучения, но и создает уникальные возможности для укрепления семьи и связей между поколениями, традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни. Семейное образование содействует повышению педагогической культуры родителей, возвращает семье присущую ей осознанную ответственность за воспитание и образование своих детей, вызывает к жизни различные формы самоорганизации семей. По данным зарубежных исследований, семейное образование также способствует передаче следующим поколениям ценностей многодетного образа жизни, тем самым содействуя демографическому развитию общества. Все эти стороны семейного образования полностью отвечают приоритетам, заявленным в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
Источник: pk-semya.ru