24 мая 2022 года в рамках XXX Международных образовательных чтений в Конференц-зале Российского православного университета (РПУ) св. Иоанна Богослова на Новой площади прошла конференция «Христианская психология: перед вызовами современного мира».
Председатели конференции: д-р психол. н., заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, декан факультета психологии РПУ Братусь Б.С. и заместитель декана факультета психологии священник Петр Коломейцев. Куратор конференции – доцент факультета, заместитель декана по научной работе Якунин И. А..
Фундаментальному вопросу воспитания в православной педагогике был посвящен доклад главного научного сотрудника ИРДО РАО, члена-корреспондента РАО Слободчикова В.И. Воспитание определено как счастливая встреча, сретенье взрослого и ребенка, как детско-взрослая образовательная общность. Процесс воспитания, наставничества и послушания – как нарастание потенциала человеческого в человеке. Критерием душевно-духовной зрелости обозначена возможность самостояния как интеграл терпения, смирения и мужества. Отмечено что современная инфантилизация общества лишает личность самостояния, потому что снимает с нее ответственность. Взятие ответственности за другого – необходимая составляющая самостояния, оно ведет к обретению чувства собственного достоинства.
Доклад кандидата психологических наук, доцента философского факультета РГГУ Лызлова А.В. отмечает кризис витальности с одной стороны и кризис личности с другой. В современном обществе серийными действиями человек пытается поддержать свои перспективы, но перманентно оказывается в негарантированной ситуации и это рождает тревогу. Не надо пытаться бежать от тревоги, из неё рождается свобода личного ответа на то, что есть сейчас. Бог дает и хотение и действование. Он то, что входит в мою жизнь, созидает и конституирует меня.
Доклад кандидата богословия, руководителя программы «Метанойя» игумена Ионы (Займовского) был посвящен новой междисциплинарной области пастырского богословия, не только духовного наставничества, но и психиатрии, а именно, христианской аддиктологии. Проблемы людей с аддиктивным типом развития личности были рассмотрены как связанные, прежде всего, с проблемой эгоцентризма личности.
Кандидат психологических наук, доцент Сретенской духовной академии, ассоциированный сотрудник Института психологии РАН Войтенко Т.П. в своем докладе показал глубокое противоречие современного общества, когда всё большее внимание уделяется детству, однако, можно свидетельствовать ухудшение ситуации. Истоки принципов приросообразного воспитания, сформированных в труде Я.А. Коменского, можно видеть в христианской культуре. Современное воспитание должно быть духовно. Воспитание не подстраивается, а ведёт за собой развитие – оно опирается на замысел человека, понимаемого как существо падшее, и нацелено поднимать природу человека. Восстановлению человека способствует столетия существовавшая народная педагогика – религиозное воспитание – традиции, культивирование которых взращивало духовно и телесно здоровые поколения. Подобные проекты, как проект «Возрождение православных традиций воспитания», а также программа для родителей воспитанников воскресных школ «Дарите любовь!» (основанная на записях супруги Николая II императрицы Александры Федоровны) успешно реализованы в Калужской области в 2019-2022 годах.
Христианский психолог Инина Н.В. посвятила доклад кризису личности, начавшемуся с пандемии коронавируса и масштабному системному кризису, который мы переживаем сейчас. Преодоление кризиса возможно не на уровне психики, а на уровне души. Психически человек адаптируется – однако в душе он страдает. Поможет глубинный оптимизм – всегда открытость, реализм, затронутость, простота, поиск смысла и акцент на деле, а главное связь с Богом – режиссером и экологом психики. Вернуть психологии душу, а душе достижения психологии. Этот лозунг Московской школы христианской психологии актуален, как никогда.
Интересный доклад замдекана факультета психологии РПУ священника Петра Коломейцева был посвящен еще одному вызову – несогласию в семье, между поколениями, обозначенному как несогласие филистеров и фрондеров. Одни противники любых изменений, другие не критичные сторонники всего нового. Оба понятия, зародившиеся в XVII веке, несут не только отрицательные коннотации. Главное в том, что обозначенная противоположная оценка является этической, это и порождает столкновения. Надо подходить психологически. Понимать в человеке, как желание нового опыта, так и желание безопасности.
Доцент факультета психологии РПУ Кожарина Л.А. посвятила свой доклад игре в жизни современного человека. Игра, понимаемая, согласно Л.С. Выготскому, как новый вид поведения, освобождающий от ситуационной связанности, устанавливает правила, являющиеся правилами внутреннего ограничения. Аффект может быть побежден только более сильным аффектом. И таким аффектом становится правило. При этом ребенок не сливается с ролью – у него есть контролирующая функция. Познать себя – значит вообразить себя. Игры в себя – детские игры ведут к развитию самосознания. Но развитие самосознания через игру продолжается и у взрослого человека.
Доклад старшего преподавателя факультета психологии РПУ Харьковского А.Н., посвященный болезни как психологическому явлению, отталкивался от высказывания Гиппократа о том, что следует научиться получать пользу от болезни. Показано, что при отношении к болезни творчески – как к точке, с которой жизнь может пойти по новому, печаль претворяется в радость, а депрессия обретает ценность в том, чтобы не жить так, как мы жили до сих пор.
Кандидат психологических наук, доцент Калужской духовной семинарии Миронова М.Н. представила в докладе Лествицу духовного развития/регрессии человека, построенную, в том числе, на соотношении смысловой вертикали (по Б.С. Братусю) и возрастных ступеней (по В.И. Слободчикову). Осуществлен скрининг смысловых устремлений современного человека (по схемам сознания разных психологических практик) в сравнении с устремлениями человека в идеале. Осуществлены новые шаги в направлении сближения психологии с христианской антропологией.
Доклад доцента факультета психологии РПУ Храмовой Н.Г. затронул проблему методологии обучения. В противовес дегуманизирующему влиянию методологии с прерогативой отвлеченной идеи, разрушающему связь Ученик-Учитель, показан путь, построенный на принципах человечности. Главные движущие силы любовь и забота Старшего (учителя) о развитии и возрастании личности Младшего (ученика), доверие и уважение Младшего к Старшему, интерес и смелость ребенка в познании, воспитание носителя родной культуры, профессионала и семьянина и главное овладение пространством собственной души (самоуправление чувствами, умом и волей).
Доклад замдекана по развитию факультета психологии РПУ Зайцевой Д.А. был посвящен истокам христианской психологии в трудах В.И. Несмелова. Через кризис в процессе самосознания, через разрешение противоречия между физическим существованием и идеальной природой личности человек приходит к жизни с ориентацией на идеал.
В работе конференции приняло участие около ста человек, друзей факультета психологии РПУ. Организаторы выражают благодарность всем участникам и помощникам конференции, в том числе студентам-первокурсникам факультета психологии РПУ Горшуниной Л., Фомину М., Кудрявцеву А., Паршуковой Е., Кукушкину А., Горюновой А., Аксеновой Е., Карпушовой И., Мустафиной Д., Снопову М., помогавшим в организации и проведении мероприятия.