29 января в Храме Христа Спасителя под председательством епископа Смоленского и Вяземского Исидора прошел круглый стол «Общественная поддержка расширения преподавания религиозной культуры в светской школе». Мероприятие собрало более 100 человек: представителей родительских общественных объединений, педагогов, светских и церковных специалистов из разных регионов России, участвующих в обеспечении преподавания православной культуры в школе.
С сообщениями по вопросам общественной поддержки введения и расширения преподавания религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника (курс ОРКСЭ) выступили участники из Ростовской, Омской, Пермской, Свердловской, Тамбовской, Томской, Ульяновской областей, Ставропольского края, Республики Калмыкия и других регионов. В большинстве выступлений отмечалось, что введение и расширение преподавания православной культуры, духовно-нравственного воспитания детей в российской школе является общим делом школы, семьи, государства и Церкви, которое требует постоянного взаимодействия, партнерства органов власти и церковных организаций, школы и семьи, активного участия родительского сообщества.
Председатель Санкт-Петербургской ассоциации «Родительское стояние» Василий Владимирович Кухарь рассказал об организации поддержки родительским сообществом введения ОПК в школах Санкт-Петербурга, где в первый год преподавания ОРКСЭ был зафиксирован один из самых низких показателей выбора ОПК в стране. Деятельность родительских объединений совместно с епархиальными специалистами и во взаимодействии с работниками органов управления образованием на местах позволили изменить ситуацию к лучшему. Участники мероприятия из Приморского края выступили с предложением создать электронный ресурс, где были бы представлены статистические и аналитические материалы по выбору ОПК в регионах с комментарием специалистов и возможностью обсуждений в формате открытого форума. На такой площадке родители могли бы размещать свою информацию из разных территорий, получать консультации и ответы на вопросы. Предложение о создании такого ресурса на сайте Синодального ОРОиК было решено довести до руководства Отдела.
Участники круглого стола отмечали, что в настоящее время не имеется никаких собственно педагогических трудностей для расширения преподавания ОРКСЭ на 2–10 классы: расширения пропедевтического курса в начальной школе с 30 до 100 учебных часов во 2–4 классах, введение основного систематического курса в 5–9 классах. В расширении преподавания религиозных культур и этики заинтересованы родители, педагоги и сами школьники; одним из наиболее распространенных вопросов детей в конце изучения ОПК в 4 классе учителя отмечают вопрос: «А что будет дальше?» Расширение преподавания ОРКСЭ также связано с решением ещё остающихся проблем с повсеместным обеспечением свободного выбора ОПК родителями и качеством подготовки учителей православной культуры. Неадекватно малый, экспериментальный формат изучения модулей курса ОРКСЭ сегодня только в одном 4 классе 1 час в неделю препятствует формированию более серьезного отношения к новой предметной области духовно-нравственного образования у педагогов, управленцев и в целом в системе образования. Поэтапное распространение преподавания ОРКСЭ на 2–10 классы согласно разработанной в 2012 г. в АПКиППРО и согласованной с Синодальным отделом Концепцией комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования позволит существенно поднять статус духовно-нравственного образования в школе. А значит — улучшить преподавание, более качественно готовить учителей по религиозным культурам и светской (гражданской) этике, удовлетворять социальный заказ на приобщение школьников к традиционным духовно-нравственным ценностям.