Во вторник 28 января 2014 г. в Синодальном информационном отделе прошел круглый стол «Герои нашей истории», в котором приняли участие крупные московские историки Дмитрий Володихин, Алексей Лаушкин, Наталья Иртенина и Глеб Елисеев.
Ведущим дискуссии был Дмитрий Володихин, доктор исторических наук, писатель, обозреватель журнала «Фома», лауреат Макарьевской премии.
В ходе работы круглого стола участники рассуждали над смыслом понятия «герой» в русской истории и культуре – языческой, христианской и советской, а также над соотношением героизма и святости в русском сознании.
Первый докладчик, Алексей Лаушкин, рассказал о феномене Соловецкого отшельничества, в том числе тайного – мало изученной теме в истории русского подвижничества. Речь шла о масштабном и ярком явлении XIX века – суровой аскезе в духе раннего монашества, целом «лесном царстве». Его следы встречали даже в ХХ веке заключенные Соловецких лагерей.
Доклад писателя и публициста Натальи Иртениной был посвящен просветителям и апостолам малых народов – святителям Стефану Пермскому и Иннокентию Московскому, который провел большую часть жизни среди коренных народов Сибири и Аляски, а также преподобному Феодориту Кольскому.
Проповедь среди зачастую враждебных языческих народов представляла смертельную опасность миссионера. Кроме того, Север в средневековом русском сознании имел репутацию крайне опасного места, центра язычества и поклонения бесам. Например, лопарские [современные саамы] колдуны пользовались особенно дурной славой.
Но, несмотря на все препятствия, русские миссионеры обращали представителей малых народов в истинную веру, создавали азбуки их языков, переводили церковные книги, и из «лоскутного одеяла» разрозненных земель создали единое цивилизационное сообщество с прочным христианским фундаментом – Россию. За это их служение было названо равноапостольным.
Глеб Елисеев в своем выступлении о царе-страстотерпце Николае II обратил внимание на то, что «герой» – это, в первую очередь, языческое понятие, его корни в античной мифологии. По мнению Елисеева, большевики навязали русскому обществу упрощенные ценности языческого героизма в виде «гражданской святости», и последствия этого до сих пор ощутимы в нашей культуре.
Доклад Дмитрия Володихина был посвящен князю Дмитрию Пожарскому и святителю Гермогену. В начале выступления докладчик определил героизм как следование своему духовному долгу несмотря на все препятствия. Такой человек – герой, и неважно, какого рода его деятельность – духовная или военная. Именно такими людьми были и Дмитрий Пожарский, и святитель Гермоген, которые до конца выполнили свой долг в тяжкие годы Смутного времени, хотя первому из них пришлось претерпеть за это ранения, поношение и клевету, а второму – лишиться самой жизни.
В конце дискуссии были подведены некоторые итоги.
Во времена преподобного Сергия Радонежского и на протяжении сотен лет русский человек склонял голову перед иноком, идущим в далекие безлюдные пустыни, непроходимые дебри ради уединенной молитвы, когда тот брал в руки топор, валил деревья, корчевал пни, ставил рубленую малую церковку, а рядом с нею – скромную келейку, жил в суровых местах, положившись на Бога и не боясь ни голода, ни дикого зверя, ни разбойника, ни бесовских наваждений.
Можно ли ставить в один ряд героизм и святость? При советской власти понятию героизм вернули слишком много языческого… До того на протяжении многих столетий наш народ различал святость и героизм и, ставя первую неизмеримо выше. В отечественной православной традиции героизм – это путь к святости, героизм был частью подвижничества, подвига.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант) в соответствие с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 №115-рп.