28 февраля 2019 года в рамках направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в Музее и исследовательском центре «Советский Союз: вера и люди» (директор – Ксения Андреевна Толоконникова) состоялась научно-мемориальная конференция, посвященная жизни Церкви и верующих людей в послевоенном СССР. Конференция прошла под председательством заведующего кафедрой церковной истории профессора Алексея Константиновича Светозарского и настоятеля храма прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, директора Центра национального историко-культурного наследия Государственного академического университета гуманитарных наук протоиерея Александра Абрамова.
Высокий интерес к заявленной теме собрал в небольшом зале музея около 70 человек из 10 епархий. Гостями стали не только жители Москвы и Подмосковья, но также приехавшие на Чтения священнослужители и миряне из Нижегородской и Воронежской областей, Удмуртии, Беларуси и других краев России и сопредельных государств. Также на конференции был представлен доклад представителей Бакинской и Азербайджанской епархии.
В ближайшее время на сайте музея будет выложена видеозапись конференции и начнется постепенная публикация докладов, в которых не только описываются события жизни верующих людей в сложнейшие послевоенные годы, но и цитируются документы, которые говорят о взаимодействии власти и верующего народа. Так, Анна Филипповна Грушина, главный редактор «Московского журнала», в своем сообщении процитировала отрывок из телеграммы Хрущеву прихожан Успенского собора в Ташкенте (власти намеревались запретить богослужения здесь под предлогом эпидемии гриппа): «Вы говорите, что в церковь ходят одни бабушки. Да, в церковь ходят одни бабушки. Но мы матери, сестры, жены тех воинов, которые пали на фронте. У нас единственное, что осталось, это наша церковь. Вы говорите: эпидемия, в школах города Ташкента отменили занятия. Вы просто хотите не дать нам молиться в великий праздник Крещения». Ташкентцам удалось отстоять свой храм. А их телеграмма осталась свидетельством того, что не из всякой схватки с верующими власть выходила победителем, и важнейшим документом неоднородной и противоречивой эпохи, о которой в самых разных ее проявлениях и шла речь на конференции.