26 января на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Православная педагогика и педагогика Православия».
Председательствовали на конференции протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в г. Красногорске Московской области, и Слободчиков Виктор Иванович, член-корр. РАО, профессор, д. психол. н.
В конференции приняли участие более 50 человек из разных регионов и епархий: Астраханской, Воронежской, Пермской, Екатеринбургской, Симферопольской, Ейской, Югорской, Кузнецкой, Сургутской и Ханты-Мансийской, Самарской, Ростовской-на-Дону, Махачкалинской епархий др.; из городов: Москвы, Омска, Калининграда, Горно-Алтайска, Козельска, Казани, Новосибирска, Томска, Санкт-Петербурга и др. В конференции приняли участие ученые, педагоги, методисты, воспитатели, катехизаторы воскресных школ, руководители епархиальных отделов образования, директора образовательных организаций и воскресных школ, сотрудники органов управления образованием, духовно-просветительских центров, настоятели храмов, руководители методических объединений, преподаватели духовных семинарий.
В ходе конференции была дана интерпретация двух понятий, которые сегодня активно используются в православном педагогическом дискурсе: «православная педагогика» и «педагогика Православия». Мнение ученых и педагогов-практиков в понимании и практическом использовании этих понятий свелось к тому, что «православная педагогика» – это педагогика воцерковления, педагогика, применяемая в процессах катехизации. Понятие «педагогика православия» имеет более широкий контекст употребления в педагогической практике, включающий в себя не только катехизацию, образование, но и просвещение, выполнение миссионерских задач Церкви в разных сферах жизни общества.
В.И. Слободчиков определил педагогику православия как педагогику взращивания – формирования православного мировоззрения, православного действия, где одной из главных категорий выступает совесть. Здесь особенно важно обратить внимание на возрастные психолого-педагогические особенности «взращивания» личности через встречу поколений в совместном действии, «со-бытии», во взаимном уважении и понимании друг друга, в служении другому.
Протоиерей Константин Зелинский, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Урюпинской епархии, подчеркнул что, когда речь идет о педагогике православия на первое место выдвигается забота о духовном росте человека, понимание того, какого человека мы должны воспитать. В этой заботе видится миссия Церкви в системе светского образования. Прежде всего, это человек жизнеспособный, способный к жизни, благоговеющий перед жизнью, имеющий волю к жизни и совершенству, совестливый, стремящийся к истине, жизнестойкий, т.е. способный к заботе, терпению и служению. Особенно важно сформировать у человека чуткое отношение к ближнему, к миру, благоговение перед жизнью как дару Божьему. Как это осуществить? Какой должна быть среда, уклад жизни? Должен быть право-славящий уклад бытия.
В выступлении протоиерея Виктора Дорофеева особое внимание было уделено практическому педагогическому опыту общения с подростками и молодежью в воскресной школе, проблемам православного образования и воспитания в светской школе. Очень важно наладить диалог с детьми и подростками, молодежью, услышать друг друга, сделать взаимное общение полезным, деятельным в решении основных смысложизненных вопросов. Сегодня есть положительные практики такого общения, опыта взаимодействия детей и взрослых на приходах и в школах.
Протоиерей Константин Островский обозначил проблему современных детей, подчас не готовых к воцерковлению, к восприятию религиозных знаний. Вероучительные знания не просто должны быть усвоены детьми, но, прежде всего, услышаны сердцем. Надо педагогу иметь дар духовного учительства, чтобы такое произошло. Это очень редкий дар. Но проблема решается и тогда, когда есть совместная деятельность взрослых и детей, есть любящие по-настоящему детей педагоги, совместная молитва и участие в богослужениях и таинствах Церкви. Живое общение должно быть и на уроках ОПК в светской школе, тогда будут реальные результаты воспитания человеческого в человеке.
Своими взглядами на проблемы православной педагогики поделились Розина Ольга Владимировна, доцент Московского областного государственного института, Берсенева Тамара Александровна, доцент Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, и др. Ольга Владимировна подчеркнула важность формирования профессиональных компетенций преподавателя ОПК. Тамара Александровна поделилась опытом преподавания ОПК в светской школе. В заключение конференции Алексей Александрович Поповкин рассказал о своем исследовании роли славянских благотворительных обществ XIX века в развитии православной педагогики.
В целом, конференция вызвала большой интерес у ее участников, что показало обсуждение ключевых проблем, содержание вопросов к выступающим, комментарии к ним. Всеми участниками было признано, что тема православной педагогики должна быть одной из ключевых на Рождественских образовательных чтениях. Было принято решение сделать тему традиционной для Ччтений и обсуждать ее не только в формате конференции, но и семинаров, круглых столов, дискуссионных площадок и др.