В рамках Международных Рождественских чтений руководители ЕОРОиК и их представители из епархий Русской Православной Церкви подвели итоги и обсудили задачи развития системы православного образования в регионах.
Открывая совещание, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, отметил: «Радует не сам факт проведения совещаний, а системное улучшение взаимопонимания в вопросах религиозного образования во внутрицерковном взаимодействии, а также повышение профессионального уровня работников православного образования».
Митрополит акцентировал внимание участников совещания на необходимости координации работы по каждому из направлений деятельности отделов религиозного образования.
Выделяя важные составляющие успешного решения задач, которые сегодня стоят перед руководителями ЕОРОиК, архиерей отметил необходимость полноценного погружения в образовательную тематику, предметность работы по каждому направлению, а также налаживания межъепархиального взаимодействия и развитие сотрудничества Синодального и епархиальных отделов религиозного образования.
Глава Синодального отдела обозначил главные задачи по каждому из направлений: дошкольное образование, катехизация, православные школы, воскресные школы, расширение преподавания ОПК, конкурсные работы.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (православные детские сады, воспитательные группы):
Для развития духовно-нравственного компонента в дошкольном образовании есть достаточная нормативная база, обеспеченная как ФГОС (компонент духовно-нравственного воспитания), так и внутрицерковными регламентирующими документами («Православный компонент дошкольного образования»), которые необходимо реализовывать, воплощать на практике.
КАТЕХИЗАЦИЯ:
В настоящее время разрабатывается общецерковная Концепция катехизической деятельности. В епархиях будут созданы соответствующие местным условиям программы развития этого направления церковной работы, но всегда нужно помнить о том, что ключевое звено в катехизическом процессе – это люди, то есть непосредственно те, кто будет заниматься катехизаторской деятельностью на приходах.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ШКОЛЫ:
Сегодня по-прежнему сохраняются две главные проблемы в сфере деятельности православных общеобразовательных заведений: прохождение конфессиональной аттестации и достижение равного финансирования с государственными и муниципальными образовательными учреждениями.
Юридической службой Синодального отдела разработана максимально прозрачная и понятная процедура конфессиональной аттестации православных школ. Мы сделали все для того, чтобы эта процедура была простой и нетрудоемкой. Нужна правильная организация образовательного процесса и стандартный пакет документов, на основании которого выдается конфессиональное представление, после чего школа вписывается в реестр Синодального отдела, становится частью системы православных школ и получает, соответственно, церковное и государственное признание, помощь и поддержку. Прошу вас, братия, стимулировать этот процесс, насколько это представляется возможным.
ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ:
Воскресные школы имеют сегодня огромный потенциал для развития и как сугубо церковные образовательные учреждения, и как центры дополнительного образования, имеющие государственную поддержку. Но здесь тоже нужна кропотливая работа по собиранию, систематизации лучших наработок в этой области – благо, что опыт в этом отношении имеется богатый. Я уже называл в своем докладе на пленарном заседании и Ханты-Мансийскую епархию, и Тамбовскую и Екатеринбургскую митрополии, есть и ряд других епархий, которые, надеюсь, не откажут в методической поддержке вновь образованным епархиям и тем, кто, например, только приступает к созданию системы воскресных школ для взрослых.
Без поддержки регионов, участия епархий очень сложно добиться РАСШИРЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ОПК на основной и старшей ступенях школьного образования. Это, пожалуй, наряду с необходимостью обеспечения свободы выбора модулей курса ОРКСЭ, – главная задача в сфере развития культурологического и духовно-нравственного компонента в светском образовании. С опорой на мнения специалистов, зафиксированные в резолютивных документах региональных мероприятий, совместно мы можем отстаивать нашу позицию, как об этом говорил Святейший Патриарх, обеспечивать качественное преподавание православной культуры в школах. В этой работе нужны профессионалы: методисты, организаторы, педагоги, а также единомышленники в органах управления образованием. Над всем этим нужно усиленно работать на перспективу.
О КОНКУРСНОЙ РАБОТЕ и взаимодействии с фондами, поддерживающими церковные образовательные инициативы. Не нужно недооценивать это направление, полагаю, что в нынешних условиях оно – одно из наиболее перспективных. Если что-то пока не получается, наши сотрудники готовы оказать консультативную, организационную поддержку, но каждой епархии нужно самостоятельно развивать это направление, совершенствоваться в нем, а также более тщательно проводить экспертизу работ, направляемых в Синодальный отдел, в том числе для получения грифа Отдела.
И еще. Не надо забывать о детях, которые принимают участие в конкурсах. Даже если они не заняли никаких мест, они немало потрудились и трудились с надеждой, что их труд достоин доброй оценки взрослых. Хорошо бы позаботиться о том, чтобы каждый участник конкурсов, которые вы организуете, получил хотя бы скромное свидетельство участника. Ведь это совсем не сложно, а детей и их родителей это вдохновит на дальнейшие творческие труды.
В заключение своего выступления глава Синодального отдела пожелал всем трудящимся на ниве религиозного образования и катехизации крепости сил и неоскудевающей помощи Божией в несении возложенных Священноначалием ответственных послушаний.
С информационными сообщениями по теме совещания также выступили руководители профильных подразделений Синодального отдела.
Митрополит Меркурий также ответил на вопросы руководителей епархиальных отделов образования и катехизации.