27 января 2024 г. в Белом зале Храма Христа Спасителя состоялась XXIII конференция «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки». Служение Отечеству». Работу конференции возглавил епископ Алатырский и Порецкий Феодор. Сопредседатель конференции – Кузьмин Игорь Алексеевич, автор и руководитель программы «Социокультурные истоки», действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, профессор, главный редактор Издательского дома «Истоки».
В конференции приняли участие более 211 человек из 30 субъектов РФ, представляющих Московскую, Вологодскую, Великоустюжскую, Ханты-Мансийскую, Югорскую, Алатырскую, Луганскую, Нижегородскую, Калининградскую, Южно-Сахалинскую, Минскую и многие другие епархии.
В конференции приняли участие представители Института философии Российской академии наук, Императорского православного палестинского общества, Российской академии естественных наук, Вологодского государственного университета, Региональной общественной организации «Родительский комитет Югры», Региональной общественной организации «Родительский комитет Кузбасса» и других научных и общественных организаций.
Владыка Феодор открыл конференцию приветственным словом.
На Конференции в центре внимания были следующие вопросы:
* «Ключевые позиции Образовательных программ по Истоковедению для дошкольного образования и начального общего образования. Системный проект «Служение Отечеству» (Кузьмин Игорь Алексеевич, автор и руководитель программы «Социокультурные истоки», действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки»);
* «Основания и формы представлений системы духовно-нравственных ценностей программы «Социокультурные истоки» в контексте образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (Спасенкова Ирина Валентиновна, заведующий кафедрой теории, истории культуры и этнологии Вологодского государственного университета, кандидат исторических наук);
* «Культура исторической памяти патриотического воспитания школьников» (Буданов Владимир Григорьевич, главный научный сотрудник Института философии Российской Академии наук, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук);
* «О Парциальной образовательной программе духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Верность родной земле» («Истоки») (из серии Образовательных программ по Истоковедению)» (Абрамова Ольга Сергеевна, автор-составитель книг для развития детей дошкольного возраста, автор мониторинга социокультурного развития детей дошкольного возраста, методист Истоковедения Издательского дома «Истоки»);
* «О реализации программы «Социокультурные истоки» в дошкольных организациях города Алчевска Луганской Народной Республики» (Щербаченко Галина Ивановна, методист по дошкольному образованию ГУ «Информационно-методический центр» г. Алчевска Луганской Народной Республики);
* «О системе воспитательной работы образовательной организации на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей» (Самигуллина Лариса Мухамадияровна, директор МБОУ «Сургутская технологическая школа», методист Истоковедения, г. Сургут);
* «Об укреплении основ Семьи в Истоковедении» (Марченко Елена Александровна, заместитель заведующего по УВР муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 27», методист Истоковедения, г. Сургут);
* «О программе направления «Верность родной земле» (по формированию функциональной грамотности) в контексте Образовательной программы по Истоковедению для начального общего образования («Истоки»)» (Шлыкова Елена Борисовна, методист Истоковедения, заместитель директора МБОУ «СОШ № 3», г. Вологда);
* «О преемственности дошкольного образования и начальной школы в контексте программы «Социокультурные истоки» (Плотникова Елена Владимировна, методист Истоковедения, учитель-логопед МДОУ № 99 г. Вологды).
По итогам конференции участники приняли документ.
Решение XXIII Конференции «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы
«Социокультурные истоки». Служение Отечеству», проводимой в рамках
XXXII Международных Образовательных чтений (27 января 2024 года, г. Москва):
Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей является одним из стратегических национальных приоритетов России, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В 2023 г. авторским коллективом программы «Социокультурные истоки» созданы парциальная Образовательная программа духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Верность родной земле» («Истоки») (авторы И.А. Кузьмин, О.С. Абрамова, С.М. Зырянова) и Образовательная программа по Истоковедению для начального общего образования («Истоки») (авторы И.А. Кузьмин, О.А. Бандяк, Н.С. Белик, О.С. Абрамова, С.М. Зырянова).
Данные образовательные программы разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 8.11.2022 г.), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 31 мая 2021 г. № 286 (ред. от 18.07.2022 г.), Федеральной образовательной программой дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028), Федеральной образовательной программой начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 г. № 992), с учетом многолетнего положительного опыта реализации программы «Социокультурные истоки» более чем в шестидесяти субъектах Российской Федерации.
Программа «Верность родной земле» («Истоки») получила положительное Экспертное заключение и высокую положительную оценку ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования № 02-09/470 от 5.10.2023 г.
Как отмечено в Экспертном заключении, «отличительными особенностями Программы является тесное взаимодействие педагогов дошкольной организации с семьями воспитанников и очень бережное отношение к личности ребенка».
Участники Конференции отмечают, что для достижения целей и задач, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 9.11.2022 г., Федеральном Законе № 304-ФЗ от 31.07.2021, Федеральной образовательной программе дошкольного образования, Федеральной образовательной программе начального общего образования, Федеральной образовательной программе основного общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ № 993 от 16.11.2022 г.) в программе «Социокультурные истоки» подготовлен и в течение многих лет успешно реализуется на практике необходимый образовательный инструментарий, способствующий решению ряда важнейших задач современной системы образования:.
* формированию и развитию духовно-нравственных основ образования;
* интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
* формированию гражданской ответственности и осознанному пониманию обучающимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
* приобщению в равной степени всех участников образовательного процесса, вне зависимости от их национальности, вероисповедания и социального статуса, к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
* укреплению традиционных семейных ценностей;
* укреплению статуса образовательной организации как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.
Из Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России получено разъяснение по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных программах начального общего, основного общего и среднего общего образования: «Введение программы духовно-нравственного и патриотического воспитания «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности относится к компетенции конкретной образовательной организации» (№ 03-ПГ-МП-54982 от 9.01.2024 г.).
Продолжается подготовка Образовательной программы по Истоковедению для основного общего образования («Истоки») и учебников «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Истоки» для 5-6 классов.
Развитие стержневой основы Истоковедения (преподавание учебного курса «Истоки» и реализация программы «Воспитание на социокультурном опыте»), реализация системного проекта «Верность родной земле» полностью соответствуют целям и задачам Федеральных образовательных программ дошкольного образования, начального общего образования и основного общего образования.
Созданный в полном соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования новый интегративный инструментарий по программе «Социокультурные истоки» обеспечивает преемственность системного развития Программы в дошкольном образовании и общеобразовательной школе, реализацию Рабочих программ воспитания образовательных организаций.
Участники конференции предлагают:
- Руководителям региональных и муниципальных систем образования, руководителям образовательных организаций рекомендовать к использованию парциальную Образовательную программу духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Верность родной земле» («Истоки»).
- Руководителям региональных и муниципальных систем образования, руководителям образовательных организаций рекомендовать к использованию Образовательную программу по Истоковедению для начального общего образования («Истоки»).
- Руководителям региональных и муниципальных систем образования, руководителям образовательных организаций руководствоваться разъяснением Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России о введении программы духовно-нравственного и патриотического воспитания «Социокультурные истоки» в образовательных программах начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Руководителям муниципальных систем образования, руководителям образовательных организаций рассмотреть возможность реализации системного Проекта «Верность родной земле» в дошкольном образовании и начальном общем образовании в рамках Федеральных программ образования (включая «Речевое развитие», «Патриотическое воспитание («Истоки Великой Победы»)», «Укрепление основ Семьи (Семьеведение)», «Формирование функциональной грамотности»).
- Руководителям региональных и муниципальных систем образования, руководителям образовательных организаций рекомендовать взаимодействие с Митрополиями, Епархиями, Благочиниями при реализации программы духовно-нравственного и патриотического воспитания «Социокультурные истоки».
- Поддержать инициативу Издательского дома «Истоки» по созданию учебно-методических пособий «Верность родной земле. Развитие речи» для начальной школы (1–3 классы) и проведению Межрегиональных педагогических мастерских по Истоковедению.
- С целью укрепления основ Семьи поддержать инициативу авторского коллектива «Истоки» и рекомендовать руководителям Администрации субъектов РФ, муниципалитетов, руководителям образовательных организаций рассмотреть возможность создания Истоковских центров по Семьеведению на основе образовательного инструментария программы «Социокультурные истоки».
- С целью сохранения и укрепления традиционных семейных ценностей и обеспечения преемственности поколений рекомендовать руководителям образовательных организаций применение образовательного инструментария по Семьеведению в контексте программы «Социокультурные истоки».
- Поддержать инициативу авторского коллектива программы «Социокультурные истоки» по созданию учебников «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Истоки» для 5-6 классов.
- Рекомендовать руководителям институтов развития образования, институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования, педагогических колледжей регионов, реализующих программу «Социокультурные истоки», совместно с Издательским домом «Истоки» создание очно-заочной системы подготовки и повышения квалификации педагогов по направлениям «Парциальная Образовательная программа «Верность родной земле» («Истоки») для дошкольного образования» и «Образовательная программа по Истоковедению для начального общего образования («Истоки»)».
- Издательскому дому «Истоки» продолжить разработку нового образовательного интегративного инструментария для дошкольного, начального, основного, среднего общего и постдипломного образования по программе «Социокультурные истоки».
СМОТРЕТЬ ВИДЕОЗАПИСЬ КОНФЕРЕНЦИИ