ГБОУ школа №1148 имени Ф.М. Достоевского принимает участие в Рождественских образовательных чтениях с 2001 года с различной тематикой и формами проведения, становится площадкой для диалога и взаимодействия школы, семьи и Русской Православной Церкви в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения.
Какова же образовательная деятельность государственных учреждений по возрождению традиций духовно-нравственного воспитания сегодня, в едином образовательном пространстве современного комплекса, с учетом уроков столетия? На этот вопрос старались ответить собравшиеся 26 января в школе №1148 имени Ф.М. Достоевского участники XXV Международных Рождественских образовательных чтений, общая тема которых: «1917-2017: уроки столетия».
В мероприятии приняли участие: педагоги, воспитатели, руководители отделов образования и образовательных учреждений, священнослужители, представители родительского сообщества из Республики Беларусь, Татарстана, Москвы и Московской области, Санкт Петербурга, Воронежа, Казани, Энгельса, Грозного, Саратова, Калуги, Нижнего Новгорода. Общее количество участников составило 50 человек.
Основное содержание диалога было посвящено:
- поиску практических путей возрождения духовных ценностей и традиций российского народа, утраченных за годы столетия, и сохранения его истории и культуры в созданном едином образовательном пространстве современного комплекса;
- обеспечению преемственности в вопросах образования и возрождение семейных ценностей;
- проблемам преподавания модуля «Основы православной культуры», предметной области ОДНКНР;
- педагогическому опыту преподавания по программе «От Истоков к Основам»;
- вопросам создания целостной системы, где образование и воспитание сливаясь, путем интеграции основного и дополнительного образования, преемственности в вопросах методики и дидактики, дает возможность формировать духовно-нравственные ценности подрастающей личности в современных условиях.
Ведущие круглого стола: директор школы Роман Абрамов, священник Михаил Сергеев, учитель истории Елена Зубик и участники круглого стола, в своих выступлениях отмечали, что современная школа — явление многоплановое, сложное, зависит от многих факторов социальной среды, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и развитие этой среды, в которой обеспечение преемственности педагогической деятельности играет огромную роль.
Выступающими педагогами школы и всеми присутствующими в ходе мастер-класса, проведенного: Аллой Лебедевой , Ириной Губа, Людмилой Николиной, Наталией Пачиной и Светланой Новиковой, выделены основные идеи и подходы в решении проблем возрождения культурных традиций духовно-нравственного воспитания в современном образовательном учреждении.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. «Сегодня нам нужно научиться и научить мыслить, – отметил директор школы, – научиться и научить работать над собой, научиться преображать себя и мир, и помочь в этом детям — вот наша с вами задача и профессиональный долг. Справиться с этим не просто. Мы владеем словом, но как это слово отзовется? Да и какое слово применить в процессе обучения – как подобрать нужные? За это мы в ответе. И будущему мира, действительно нужен мир и гармония, прежде всего в человеке – в самом себе, в отношениях с близкими, с соседями, с людьми других национальностей и стран. Этому необходимо учиться всем и один из путей – это преображение собственной души».
Участникам круглого стола была предоставлена возможность пообщаться друг с другом в неформальной обстановке, обменяться ценными крупицами накопленного опыта в вопросах: преподавания модуля «Основы православной культуры»; применения разнообразных технологий и приемов образовательной деятельности, обеспечивающей преемственность по возрождению традиций духовно-нравственного воспитания в едином образовательном пространстве современной школы. Представленная практика образовательных организаций, связанная с интеграцией всех видов педагогической деятельности, ведет к лучшему пониманию наших предков, какими они были, какие их качества остались в веках, что передано нам как законным и единственным наследникам и что стоит передавать потомкам дальше.