26 января 2016 года в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений в Аванзале Храма Христа Спасителя состоялась секция «Воспитание в духовных школах: психологические и богословские аспекты». В работе секции участвовали представители духовных семинарий, пастыри и психологи, собравшиеся для обсуждения различных аспектов воспитания будущих пастырей в современной Церкви.
Возглавил работу секции митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, глава Приамурской митрополии, ректор Хабаровской Духовной семинарии, кандидат психологических наук. Владыка выступил с докладом на тему «Основной фактор и критерий акмеологического развития пастыря», в котором отметил необходимость создания единой системы воспитания в духовных школах, увязанной как с педагогическим процессом, так и с духовно-психологическими требованиями к будущим священникам. Митрополит Игнатий подчеркнул, что идеальным примером пастыря для нас является Христос, поэтому вся система воспитания пастырей должна быть ориентирована на восхождение к этому идеалу.
В качестве основного фактора, который необходимо воспитывать в семинаристах, владыка Игнатий выделил «пастырское настроение», которое заключает в себе три основных элемента: посредничество, пастырскую любовь и самоотвержение: «Если наш студент не воспринимает себя как посредника между Богом и своими прихожанами, если он не относится к людям с пастырской любовью, если он самоотверженно не служит им, он не может быть пастырем». А поскольку пастырское настроение может развиваться только в практической деятельности, то учебный и воспитательный процесс в семинарии должен быть практико-ориентированным, что позволяет все, что семинаристы изучают теоретически, закреплять на практике.
Именно такой подход уже опробован в Хабаровской духовной семинарии, где в рамках пастырской практики семинаристы работают в епархиальных отделах, посещают больницы и бездомных, школы и молодежные объединения на приходах. И это даёт не только более глубокое усвоение учебного материала, но и возможность развивать необходимые будущему пастырю душевные качества, осознавая свое призвание к тому или иному направлению церковной работы.
Подробнее об организации пастырской практики в ХДС рассказал иерей Евгений Сергеев, который руководит этим направлением в семинарии. Он отметил, что внедряемый в Хабаровской семинарии подход к воспитанию позволяет дополнить традиционные для всех наших духовных школ дисциплинарные методы развитием эмоциональной сферы, навыков сострадательного общения и деятельной любви к ближним, показав на конкретных примерах мероприятий пастырской практики, каким образом это реализуется в ХДС.
Отец Евгений Сергеев объяснил собравшимся методологический подход, который лежит в основе организации пастырской практике, позволяющий сочетать образовательное и воспитательное направление, курс за курсом повышая уровень сложности задач, самостоятельности и ответственности студентов. Также он рассказал о сложностях, возникающих в координации учебной программы с деятельностью епархиальных отделов, и отметил необходимость выделения кураторов от отделов, которые планировали бы епархиальные мероприятия для пастырской практики с учетом учебных и воспитательных задач семинарии.
Затем слово было предоставлено духовнику Католической высшей духовной семинарии в Санкт-Петербурге священнику Константину Передерию, который рассказал об опыте реформирования духовных школ Римско-католической церкви за последние 50 лет, прошедшие после II Ватиканского собора. Он начал свой доклад с описания нового взгляда, который привнёс II Ватиканский собор в понимание священства, обратив внимание на важность всеобщего священства всех крещённых верующих (ср. 1 Пет. 2, 9), одной из форм которого является служебно-иерархическое священство. Основной задачей «служебного священства» является «помогать народу Божию с верностью и в полноте осуществлять общее священство, даром которого он наделён». И для формирования необходимых для священнического служения качеств были выделены четыре основных аспекты священнической подготовки (формации): человеческая (личностная зрелость, способность к истинной и ответственной любви), духовная (единство со Христом и Богообщение), интеллектуальная (богословские и философские знания) и пастырская (приобщение пастырской любви Христа, проявляющееся в чувствах и поступках священника).
Отец Константин Передерий рассказал о методах развития каждого из направлений как в католических семинариях, так и после их окончания, и ответил на многочисленные вопросы представителей православных духовных семинарий, участвовавших в работе секции.
Завершилась секция выступлением М.И.Хасьминского, руководителя православного кризисного центра при Храме Воскресения Христова, члена Ассоциации онкопсихологов России, главного редактора журнала «Русская православная психология» и порталов memoriam.ru и boleem.com, ведущего семинаров по кризисной психологии для священнослужителей с докладом «Практические ресурсы православной психологии как инструмент развития навыков пастырского душепопечения». Он рассказал собравшимся о своём опыте обучения священенослужителей основам кризисной психологии, об особенностях душепопечения людей в кризисных жизненных ситуациях и о возможностях использования организованных им психологических Интернет-ресурсов – группы сайтов «Пережить.ру» — для помощи окормляемым и для консультирования пастырей по практическим психологическим вопросам. Для семинаристов же участие в работе сайтов, к которым обращаются ежедневно до 70 тысяч человек в поисках совета и поддержки, может стать хорошей практикой в душепопечении, которая убережет их в будущем от ряда ошибок и промахов.
Секция вызвала большой интерес у участников из различных епархий и семинарий Русской Православной Церкви, способствовала обмену опытом и идеями о том, как приблизить систему духовного образования к тем вызовам современности, которые жизнь обращает к Церкви.