23 января 2015 года в Москве в Православном Центре непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского состоялась секция «Религиозный (православный) компонент в содержании образования». Возглавил секцию Преосвященнейший Августин, епископ Городецкий и Ветлужский. Курировал работу секции Петр Суворов, специалист по среднему образованию Сектора православного образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Секция прошла в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений.
В начале работы владыка Августин ясно сформулировал парадигму этого научно-методического семинара: «Необходимость введения православного компонента в общее образование обусловлено особенностями перемен, происходящих в современном мире. Образование является важнейшей сферой, определяющей ценности для дальнейшего развития и духовного оздоровления общества. Необходима разработка методик на основе православного вероучения с учетом педагогических целей и традиций, воспитательных идеалов и ценностей, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью. Основы систематического обучения на Руси были заложены еще со времен принятия христианства. Первая летописная книга «Повесть временных лет» свидетельствует, что первые училища в Киеве и Новгороде были созданы Крестителем Руси, cвятым равноапостольным князем Владимиром».
Перед слушателями выступили: протоиерей Константин Сопельников, настоятель храма Живоначальной Троицы г. Москвы, духовник православного центра прп. Серафима Саровского, с докладом «Роль духовника в формировании содержания православного образования»; Евгений Никифоров, председатель православного братства «Радонеж», директор радиостанции «Радонеж», с сообщением «Роль учредителя в реализации православного компонента». Живой интерес вызвал доклад специалиста Синодального отдела религиозного образования и катехизации Петра Суворова «Особенности реализации стандарта православного компонента общего образования». После этого состоялась дискуссия среди присутствующих педагогов. Владыка Августин порекомендовал проводить методические семинары по теме, озвученной в докладе П. Суворова, в регионах нашей страны, которые несомненно будут полезны в деле практической реализации стандарта и позволят разрешить спорные вопросы в ходе совместной работы со специалистами-практиками.
После докладов прошли открытые уроки по истории русской словесности, духовному пению, основам православной веры, церковнославянскому языку и москвоведению, которые провели преподаватели Центра.
В ходе работы семинара прошли замечательные обучающие мастер-классы по направлениям работы методических объединений, в которых приняли участие ведущие педагоги православных заведений.
Юрий Робинов, педагог Академии русской словесности, преподаватель Христианской этики, провел урок по русской словесности.
Марина Юркова, преподаватель предмета «Духовное пение», провела урок на тему «Тропарное осьмогласие».
Екатерина Ткаченко, преподаватель ОПК, представил урок «Установление Закона. 10 заповедей».
Наталья Минакова, педагог москвоведения, провела урок на тему «Соборы Кремля».
Интереснейшие профессиональные общения прибывших на семинар участников продолжились по следующим направлениям:
— филология; ведущий – Всеволод Троицкий, доктор филологических наук, профессор, гл. научный сотрудник Института мировой литературы, член комиссии РАН по образованию, заслуженный деятель науки РФ. Тема: «Словесность и осознание святости как действие жизни».
— математика, физика, информатика; ведущая – Ирина Магданова, к. п. н. , доцент математического факультета Пермского педагогического университета.Тема: «Как раскрыть православный компонент в рамках математики».
— естественнонаучный цикл.Ведущий – Вячеслав Слепов, учитель высшей категории, отличник образования. Тема: «Научно-исследовательская деятельность учащихся на основе экспедиционной работы. Соловки. Селигер.Волговерховье».
— изобразительное искусство. Ведущая – Татьяна Лещева, директор «ПЦНО Серафима Саровского», сопредседатель секции, учитель высшей категории. Тема: «Особенности преподавания ИЗО в православной школе».
На секции присутствовало 120 человек – представители педагогической общественности различных регионов. Все участники семинара единогласно приняли резолюцию, в которой было заявлено, что православное образование в России ведет подрастающее поколение к ценностям его народа и региона. Православная литература содержит примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования, а религиозное образование и святоотеческое наследие приводят молодого человека к достижению божественного замысла о нем.