27 января в рамках XXXІ Международных Рождественских образовательных чтений состоялась научно-богословская конференция «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России: исторические изломы и цивилизационный выбор».
Конференция «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России» проходит в рамках Чтений с 2007 года и неизменно вызывает живой интерес слушателей и участников, так как ее проблематика связана со становлением цивилизационной идентичности России. Уникальна роль византизма, византийского и афонского наследия в становлении русского самосознания, государства и культуры. Византийская империя во многих отношениях была предшественницей России в духовном, культурном и политическом плане. В условиях современных глобальных вызовов и поисков Истины обращение к духовному наследию Византии и Афона приобретает особую актуальность.
В этом году в Красном зале Храма Христа Спасителя собралось около 50 участников из 14 епархий – Алтайской, Курганской, Московской (городской), Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Переславской, Пермской, Североморской, Ставропольской, Чебоксарской, Югорской, Якутской и Ярославской –– историки и филологи, священство, монашествующие, преподаватели духовных семинарий, православных гимназий, общеобразовательных школ, специалисты управления образованием, представители благотворительных фондов и общественных организаций.
Сопредседателями конференции были протоиерей Валентин Асмус, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, доктор богословия, и Олег Алексеевич Родионов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Куратор конференции – Ольга Владимировна Розина, почетный работник высшего профессионального образования РФ, кандидат исторических наук, доцент Московского государственного областного университета.
На конференции прозвучали доклады, посвященные различным аспектам рецепции византийского и афонского наследия в России, в том числе актуальным проблемам истории церковно-государственных отношений. В ходе конференции ее председатель отец Валентин акцентировал внимание ученых на том, что в ходе исследований истории и современного бытия Церкви необходимо, чтобы не допускать серьезных ошибок, опираться не на свои мнения, а на опыт Церкви. «Ставить вопросы – это хорошо, но ответы надо искать в Церкви, в Церковном Предании и в постановлениях Священноначалия», – подчеркнул отец Валентин.
В докладе доктора исторических наук, профессора Российского Университета дружбы народов Сергея Ивановича Реснянского «Духовные координаты русского исторического прошлого и современный мир» было продемонстрировано фундаментальное различие западной и русской цивилизаций, объясняющееся, в частности, различием философских учений, положенных в основу упомянутых цивилизаций. На обширном материале, включающем как творения святых отцов Православной Церкви, так и сочинения русских мыслителей минувших столетий, С.И. Реснянский убедительно показал несовместимость большинства навязываемых современным глобальным миром «ценностей» с теми духовными координатами, в соответствии с которыми осуществлялось в течение столетий «чудо русской истории».
Доклад доктора исторических наук, профессора Российского государственного гуманитарного университета, профессора Московского педагогического государственного университета Михаила Анатольевича Бабкина «Является ли епископ монахом: проблема церковного права 2-ой половины XIX в. – начала XXI в.» был посвящен давней канонической коллизии, возникшей в церковном праве еще на рубеже ІV и V вв., когда монахи временами стали становиться епископами, и еще более углубившейся по мере установления правила об обязательности монашеского пострига для кандидатов в епископский сан. М.А. Бабкин показал различие монашеского и епископского служений, проанализировал различные интерпретации совмещения епископства и монашества, существовавшие в Византии и Российской империи, а также различные варианты решения данной проблемы, предложенные в XX–XXІ вв. Доклад вызвал живую реакцию участников конференции; прозвучала также содержательная реплика председателя конференции прот. Валентина Асмуса, в которой были уточнены отдельные моменты, недостаточно полно раскрытые в докладе М.А. Бабкина.
Доктор политических наук, кандидат исторических наук, профессор кафедры политологии Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Николай Васильевич Асонов в своем докладе «Роль Византии и Афона в выборе цивилизационной идентичности России: прошлое и настоящее», продемонстрировав роль византийского и, в частности, афонского духовного наследия в формировании русской идентичности в начальный период отечественной истории, показал существенное изменение политической модели под влиянием различных форм вестернизации, ставшей магистральным путем Российского государства в XVІІІ–XX вв., а также прямо противоречащую прогрессистской модели развития картину постепенной утраты на протяжении XX–XXІ вв. большинства существенно важных составляющих русской цивилизационной идентичности.
В докладе Павла Валерьевича Герасимова, ответственного за миссионерскую работу храма свт. Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы, «Библейская хронология русских летописей как один из инструментов цивилизационного выбора» были проанализированы пути заимствования византийских хронологических систем в русском летописании, что позволило сделать ряд выводов относительно значимости хронологии в целом и рецепции византийской хронологии в частности для понимания особенностей цивилизационного выбора Древней Руси.
Доктор философских наук, старший научный сотрудник Ярославского высшего военного училища ПВО, Заслуженный деятель науки РЮО-Алания, член Союза журналистов России Тамара Владимировна Дадианова в своем выступлении на тему «Влияние Византии на церковное зодчество и иконопись Алании» постаралась привлечь внимание не только к очевидному византийскому «следу» в истории христианизации и формирования основных принципов церковного искусства Алании, но и к судьбе самого художественного наследия христианской Алании, особенно памятникам архитектуры, остро нуждающимся в профессиональной реставрации, и иконописи (история последних особенно ярко демонстрирует связи Древней Руси и Алании).
Иерей Сафонов Димитрий, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета, в докладе «Изучение духовного наследия Византии и Афона Н.Н. Лисовым (1946–2019)» представил краткий, но чрезвычайно информативный очерк деятельности видного отечественного ученого Николая Николаевича Лисового. Особую ценность выступлению придавало то, что о. Димитрий Сафонов опирался в своих разысканиях, главным образом, на неопубликованные тексты Н.Н. Лисового, хранящиеся в его личном архиве. В результате была освещена и немаловажная поэтическая составляющая творчества Н.Н. Лисового, и его работа в Издательском отделе Московской Патриархии, и участие в «неославянофильском» движении. Особое внимание о. Димитрий уделил работам Н.Н. Лисового, посвященным различным аспектам церковной истории, в частности — истории Афона.
Доктор искусствоведения, профессор Московской духовной академии, ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского института реставрации и Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Валерий Викторович Игошев представил доклад «О влиянии византийских и западноевропейских традиций на типологию и технику изготовления древнерусских серебряных ковчегов-мощевиков XIV–XVII веков». В этом сообщении, сопровождавшемся показом богатого иллюстративного материала, было убедительно продемонстрировано влияние византийского и западноевропейского искусства на формирование характерных особенностей древнерусских ковчегов-мощевиков, причем было проведено детальное сравнение с замечательными образцами подобных ковчегов византийской и европейской работы.
Доклад доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Киры Владимировны Цеханской «Духовные ценности Православия и современное обновленчество в России» был посвящен критике современного католицизма, всё больше превращающегося в орудие глобализма и всё дальше отходящего от представлений о христианстве, характерных для Православной Церкви. К.В. Цеханская также указала на отдельные явления, свидетельствующие о существовании в среде русского духовенства определенных «филокатолических» и даже «обновленческих» тенденций. Доклад вызвал живую дискуссию. В комментарии председатель конференции прот. Валентин Асмус обратил внимание на то, что некоторые явления церковной жизни, воспринимаемые докладчицей как нововведения, имеют глубокие исторические корни и благословляются Священноначалием Поместных Церквей, в том числе Русской Православной Церкви.
В докладе кандидата философский наук, преподавателя гуманитарных дисциплин, автора православных сайтов Православие.ру и СОММ Надежды Ильиничны Шелеповой «“Исторический излом” русского Афона в 60–70-е гг. ХХ века.» был дан очерк драматической истории русского монашества на Афоне в XX в. Особое внимание было уделено периоду, когда русское монашество на Святой Горе оказалось на грани исчезновения – 60–70-м годам XX столетия. На примере деятельности русских подвижников, среди которых и несколько признанных духовных авторитетов последних десятилетий, было показано, какие усилия предпринимались не только для сохранения Русского монастыря св. Пантелеимона, но и Андреевского и Ильинского скитов как очагов русской монашеской жизни.
Кандидат философских наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета Стелла Геннадиевна Гладышева представила доклад на тему «Перспектива человека и человечества в концепции “Открытого общества” Карла Поппера и в святоотеческом богословии». Дав пространную характеристику доктрине К. Поппера, С.Г. Гладышева показала уязвимые стороны данного учения, а затем обратилась к решениям проблем, которые безуспешно пытался разрешить К. Поппер, в святоотеческом наследии, продемонстрировав принципиальное различие подходов адептов «Открытого общества» и тех, что мы находим в православной антропологии и аскетике.
Наконец, кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Сергей Анатольевич Чурсанов выступил с заключительным докладом конференции: «Цифровые информационно-коммуникативные технологии в свете православной богословской антропологии». В своем сообщении С.А. Чурсанов подробно рассмотрел различные положительные и отрицательные стороны современных цифровых информационно-коммуникативных технологий, а затем представил пути решения многочисленных порожденных ими проблем, основанные на творческом использовании подходов, характерных для антропологического учения Православной Церкви, отраженного как в святоотеческих творениях, так и в сочинениях крупных православных богословов XX в.
Кроме прозвучавших на конференции докладов в президиум были присланы тексты выступлений тех исследователей, которые не смогли присутствовать на заседании, но были ранее включены в программу. Скотникова Галина Викторовна, доктор культурологии, профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного института культуры; ведущий научный сотрудник РИИИ (сектор актуальных проблем современной художественной культуры) представила текст доклада на тему «»Святыня веры и перл искусства…»: земные судьбы Великой Церкви – Святой Софии Константинопольской». На основе анализа документов и материалов автор показывает совершенно особое место в русском самосознании, духе и душе храма Святой Софии, выделяет 4 периода ее истории и доминантные культурно-исторические смыслы каждого из них. Монахиня Анастасия (Елена Владимировна Ченикалова), доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Северо-Кавказский федеральный научный аграрный центр, соискатель ОЦАД представила текст выступления на тему «Судьба игумена (жизненный путь игумена Серафима (Титова) – афонского монаха, основателя и первого настоятеля Свято-Александро-Афонской Зеленчукской Пустыни)». Автор провел большую исследовательскую работу, показав, как в жизненном пути игумена Серафима переплелись исторические судьбы Византии, Святой Горы Афон, Кавказа и России.
СМОТРЕТЬ ВИДЕОЗАПИСЬ КОНФЕРЕНЦИИ