В работе секции приняли участие около 70 человек из России, Украины, Болгарии, Финляндии и Австралии.
К участникам конференции с приветственным словом обратился заместитель председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, к.э.н. иеромонах Пантелеимон (Алешин), который назвал социальное служение служением любви, отметив, что особенно это служение стало востребовано в период эпидемии коронавируса. Президент РФ В.В. Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не так давно высказали мнение о необходимости присутствия в лечебных учреждениях больничных священников. Иеромонах Пантелеимон выразил мнение, что необходимо щедро делиться своими наработками и изучать опыт социальной помощи своих коллег как в России, так и за рубежом.
Открыл секцию доклад Татьяны Валерьевны Зальцман “Сами с усами” или “стоя на плечах гигантов”: использование чужого опыта в социальной работе”, который обратил внимание слушателей на интегративный характер социальной работы. В докладе отмечалось, что в РФ проблема заимствования зарубежного опыта часто оказывается связанной с политикой, распространенным является мнение об исключительности российского пути развития социальной работы, в то время как профессиональная ценность социальных работников заключается в признании уникальности чужого опыта. В подтверждение своих слов Т. В. Зальцман познакомила слушателей с отечественными успешными социальными проектами, идеи которых были почерпнуты из зарубежного опыта.
Системы каритативного и диаконического служения в Германии была представлена в докладе доктора богословия протоиерея Владимира Хулапа: “Организация католической и евангелической благотворительности в Германии: возможность применения опыта в российских условиях”. Среди проблем, существующих в системе конфессиональной социальной помощи Германии, докладчик выделил, во-первых, скованность инициатив из-за чрезмерного контроля со стороны государственных служб, во-вторых, размытие христианской идентичности в социальных учреждениях и, наконец, тот факт, что сами специалисты по социальной работе в церковных организациях не всегда являются верующими церковными людьми, а потому не могут помочь клиентам учреждений укрепиться в вере или прийти к ней. Обучение и стажировки в социальных учреждениях Германии, по мнению протоиерея Владимира Хулапа, плодотворно сказываются на развитии отечественных социальных практики.
Опытом работы в период пандемии поделился Алессандро Салаконе, phd, представитель общины святого Эгидия в России (г. Москва), в докладе “Объединяющая сила милосердия. Опыт общины святого Эгидия”. По его мнению: “Для христиан — все свои, и всё своё, и не может быть ничего чужого”. Община св. Эгидия никогда не закрывалась и проводила свое служение в разных странах, с людьми различных национальностей и вероисповеданий. В период пандемии община поддерживала пожилых людей, проводя для них онлайн-мероприятия и переписываясь с жителями домов престарелых, которые оказались в положении, близком к положению заключенных. Община нашла комнаты для бездомных в гостиницах, которые находились в период пандемии на грани финансового краха.
Презентация исследования “Новый социальный дом” была представлена к. социол. н. Дмитрием Михайловичем Рогозиным в докладе, основанном на опросе пожилых людей Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС (г. Москва). Результаты исследования показали несформированность запроса пожилых на комфортное проживание и неудовлетворенность низким качеством жизни.
Коллега из Финляндии Елена Михайловна Вяхякуопус рассказала об особой форме языка, понятного для людей с различными функциональными нарушениями. В докладе “Ясный язык: история возникновения и распространения в зарубежной практике социальной работы” было рассказано о происхождении понятия, истории возникновения и распространении “ясного языка” — облегченной для понимания формы обычного языка, разработанной для людей с нарушениями психических функций, развития речи, памяти, а также для мигрантов, еще не выучивших язык. За рубежом “ясный язык” был в употреблении с 1968 г., первая книга на нем была опубликована в Швеции. В России теорию “ясного языка” начал развивать Н. М. Карамзин.
Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений было выпущено Руководство по легким для чтения материалам — IFLA. Финский центр “ясного языка” организует обучение “ясному” финскому языку, который входит в число вузовских предметов.
Директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, к. и. н. Конопатченков Алексей Вячеславович представил доклад “Опыт социальной поддержки бывших узников нацизма в России и за рубежом”. В докладе раскрывается опыт ряда стран и приводится сравнение в отношениях к бывшим узникам концентрационных лагерей в европейских странах и в России. Был представлен опыт Испании, Франции, Польши Италии и других стран, а также российский подход, отличающийся от европейского тем, что бывших узников концлагерей долгое время отличал статус предателей Родины, а организации поддержки появились в России только в 90-е годы.
Соловьева Ирина Вячеславовна, ведущий специалист, старший преподаватель, представила доклад “Чужие категории в языке социального служения”, затронув темы модели отношений в помогающих профессиях и языка отношений в помогающих профессия. Ирина Вячеславовна отметила тенденцию к обесцениванию человеческой личности в больничных и социальных учреждениях, подчеркнув, что культура специалистов помогающих профессий нуждается в специальном словаре милосердия, чтобы “уста говорили от полноты сердца”.
В заключительном слове иеромонах Пантелеимон отметил высокий научный и технический уровень проведенной конференции, поблагодарил докладчиков за их работу, а также организаторов конференции — преподавателей, сотрудников и студентов ПСТГУ. Руководитель секции Т. В. Зальцман высказала благодарность студентам за помощь во время подготовки и проведения конференции.