28 января 2019 года в Пресс-центре Храма Христа Спасителя состоялась очередная конференция «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России», в ходе которой выступили представители различных научных и образовательных учреждений России.
В обсуждении основных вопросов конференции приняли участие 68 человек. Следует отметить, что интерес к византийскому наследию был проявлен в различных регионах страны и зарубежья. На конференции присутствовали представители 23 епархий Русской Православной Церкви, причем не только близлежащих к Москве и области, но и достаточно отдаленных уголков – Петропавловской и Булаевской, Сыктывкарской, Великоустюжской, Колпашевской, Находкинской, Владивостокской, Астанайской епархий и других, Витебской и Оршанской епархии Белорусского экзархата, а также настоятель Свято-Троицкого храма города Торонто Русской Зарубежной Православной Церкви. В работе конференции приняли участие епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий, священно- и церковнослужители (иконописцы, алтарники, чтецы), ученые и студенты. Конференция «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России» традиционно объединяет ученых, преподавателей высшей школы и педагогов общеобразовательных школ и средних специальных учебных организаций. Вот и сейчас присутствовали ученые из ряда академических институтов, преподаватели 11 вузов и 21 школы и СУЗа (директора, учителя, библиотекари). Несколько человек представляли общественные научные организации, специальные НИИ, музеи и местные органы власти.
Таким образом, можно констатировать, что интерес к духовному наследию Византии и Афона проявляется среди представителей различных слоев российской интеллигенции, что свидетельствует об актуальности заявленной проблематики.
В начале конференции участники почтили память недавно почившего Николая Николаевича Лисового, который на протяжении девяти лет сопредседательствовал на этом ежегодном мероприятии. Председательствующий, доктор богословия, протоиерей Валентин Асмус сказал несколько слов о нем и прочитал заупокойную молитву, после чего куратор конференции Ольга Владимировна Розина представила небольшую презентацию, посвященную Н. Н. Лисовому. Собравшиеся пропели «Вечную память».
В научной части конференции выступило 17 докладчиков.
Доклад кандидата исторических наук, научного сотрудника ИВИ РАН Юрия Александровича Артамонова «Русское паломничество в Константинополь (по данным письменных и эпиграфических источников XІ–XV вв.)» содержал яркое описание храмов и святынь Царьграда, а также краткую историю паломничества русских людей к этим святыням. Вторая часть доклада была посвящена интереснейшему эпиграфическому материалу — древнерусским граффити со стен храма Святой Софии. Анализ содержания надписей позволил докладчику сделать вывод о том, что паломники, находясь на чужбине, живо ощущали духовную связь с Русской Церковью и государством.
В докладе старшего научного сотрудника Калужского музея изобразительных искусств, заслуженного работника культуры России Василия Григорьевича Пуцко «Афон и русское обретение византийского наследия» кратко, но весьма емко и красочно была описана история знакомства носителей русской культуры, представителей русской науки с афонскими памятниками со времен Древней Руси и до наших дней.
В докладах доктора исторических наук Сергея Ивановича Реснянского, профессора Российского университета дружбы народов «Византийская модель симфонии «священства и царства» в общественно-политической мысли России» и доктора политических наук, кандидата исторических наук Николая Васильевича Асонова, профессора Московского педагогического государственного университета «Роль византийского Возрождения в формировании теории «Москва – третий Рим»», были рассмотрены важнейшие для истории церковно-политической мысли России концепции: симфонии светской и духовной властей и восприятия Русского государства как преемника Византийской империи. В докладах содержалось немало отсылок к современной церковной и политической ситуации, что зримо доказывало непреходящую актуальность византийского наследия для понимания исторических процессов.
Доклад профессора Липецкого государственного технического университета, доктора искусствоведения Игоря Ивановича Орлова «Распространение герметических учений среди политической и церковной элиты византийского общества VII–XIV вв.» был посвящен малоизученной теме распространенности в среде византийских интеллектуалов, в том числе представителей духовенства, различных эзотерических учений и «оккультных наук»; особое внимание было уделено распространению так называемого корпуса текстов Герместа Трисмегиста и алхимии, а также астрологии.
Доклад Павла Валерьевича Герасимова, ответственного за миссионерскую работу при храмесвт. Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы, «“Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы” издания Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря в контексте библейской хронологии» познакомил аудиторию с интереснейшей историей публикации одного из самых популярных по сей день в среде русских православных христиан изданий Русского монастыря на Афоне. Всего до революции вышло 8 изданий «Сказания», над первыми изданиями (1–3) работал П.И. Савваитов, над 5–8 — С.И. Пономарев, причем в хронологию жизни Пресвятой Богородицы, в частности, в повествовании о событиях Ее Успения, вносились изменения, призванные согласовать различные церковные предания и данные Священного Писания, в частности, касающиеся деятельности апостолов.
Доклад доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника Государственного НИИ реставрации Валерия Викторовича Игошева «Ранее неизвестный богослужебный крест работы новгородского мастера XV века из ризницы Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне» был посвящен новооткрытому уникальному памятнику — резному кресту древнерусского происхождения. В.В. Игошев показал сходство этого предмета церковной утвари с другими древнерусскими и византийскими произведениями, а также тщательно проанализировал иконографию резных изображений.
В докладе кандидата исторических наук, доцента Московского государственного областного университета Ольги Владимировны Розиной «Антиохия: краткая история, святыни, современное состояние», несмотря на краткость сообщения, была представлена впечатляющая картина истории града Антиохии с древнейших времен до наших дней, так что аудитория смогла узнать как о памятниках и святынях древней Антиохийской Церкви, так и о ее святых, а также о современной жизни врегионе, причем этот рассказ был основан на полевых исследованиях автора и богато проиллюстрирован фотографическим материалом.
Виталий Васильевич Костыгов, советник Института Русского Афона, в сообщении «Письма с Аляски игумена Герасима (Шмальца) на Афон» представил неизвестные ранее документы о связях со Святой Горой деятелей русского рассеяния.
Кандидат экономических наук Дмитрий Васильевич Зубов, директор по науке Института Русского Афона, в докладе «Некоторые аспекты методологии истории Свято-Пантилеимонова монастыря» поделился своим видением методологических проблем, стоящих в наши дни перед историком афонского наследия.
Профессор Российского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук Михаил Анатольевич Бабкин в докладе «Поминовение императора в Православной российской церкви в февральско-мартовские дни 1917 года (на примере «Часослова учебного»)» на примере многочисленных изменений в «Учебном Часослове», предложенных Синодом после событий февраля–марта 1917 года, показал, как, несмотря на то, что формально монархическая форма правления в тот момент в России еще не былаустранена, действия исправлявших богослужебные тексты были рассчитаны на искоренение памяти о монархии и сакральном статусе императора в церковном народе, причем сакральные титулы царя и его наследника последовательно отвергались Временным правительством.
В докладе религиоведа, преподавателя Российского Православного Университета святого апостола Иоанна Богослова Ольги АнтоновныТузовой «Экологический аспект учения о спасении души и мира преподобного Силуана Афонского» была продемонстрирована не только актуальность мысли прп. Силуана для формирования православного понимания экологических проблем, но и укорененность учения святого в византийской святоотеческой традиции.
Государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, кандидат юридических наук Вадим Владимирович Балытников в докладе «Божественная и человеческая, церковная и политическая воля по учению святого Максима Исповедника» показал актуальность святоотеческого учения для понимания современного кризиса, охватившего весь Православный мир в результате вмешательства Константинопольского патриархата в церковную ситуацию на Украине. Автор убедительно показал догматические основания кризиса и наметил подлинно церковные пути его преодоления.
Выступление ответственного секретаря Научного совета по религиозно-социальным исследованиям ООН РАН, магистра теологии Владимира Ивановича Немыченкова «Притча о блудном сыне: современная герменевтика и древняя христианская традиция толкования» был дан глубокий анализ современных тенденций понимания этого евангельского текста, особенно в протестантской литературе, популярной среди читателей (в том числе молодежи). Автор на конкретных примерах показал глубинные и принципиальные искажения древней традиции в трактовке Евангелия.
Доклад профессора Санкт-Петербургского института культуры, ведущего научного сотрудника Российского института истории искусств, доктора культурологии Галины Викторовны Скотниковой «Храмовое зодчество Руси: доминанты смыслового содержания» был посвящен анализу духовного смысла преемственности византийский архитектурных образов в русской церковном зодчестве.
Сергей Анатольевич Чурсанов, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат богословия, кандидат философских наук представил подробное сообщение, фактически небольшое исследование на тему: «Свобода как ключевая составляющая христианского образа жизни». На основе богатейшего святоотеческого материала автором были проанализированы различные аспекты христианского учения о свободе.
Интересные наблюдения были представлены в докладе кандидата исторических наук, доцента Московского государственного областного университета Эдуарда Эдуардовича Шульца «Византия и Русь ХV века: европейское Возрождения или самостоятельный путь?». Автор полагает не уместным переносить на русскую историческую почву этапы развития истории и культуры принципиально иной цивилизации Средневекового Запада, что имело место в ряде исторических исследований, считавших период Андрея Рублева в культуре Руси пред ренессансом, который не превратился в Ренессанс, и смог пробиться только в Новое время в истории России.Византия и Русь имели другие пути исторического развития и подобные переносы не только неправомерны, но и ведут, как полагает автор, к искажению понимания истории и Византии, и России.