30 января 2025 года состоялась секция «Духовно-ориентированная психолого-педагогическая наука и практика в решении задач воспитания» конференции «Наука в свете христианского миропонимания», организованная кафедрой миссиологии Богословского факультета ПСТГУ в рамках VI Направления XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений.
На ней были представлены доклады, объединенные единым направлением практической православной психологии – диалогическим подходом, разработанным в 1970–1990-х годах доктором психологических наук Тамарой Александровной Флоренской. В этом году центральной темой выступлений, продолжающих традицию диалогической психологии, были вопросы установления и развития диалога с ребенком.
В выступлении Марианны Юрьевны Колпаковой, (канд. психол. н., Москва), озаглавленном «Диалогический подход Т.А. Флоренской в практике психолого педагогической работы с детьми», рассмотрены основания диалогического подхода Т.А. Флоренской, обоснована возможность и необходимость диалога с ребенком, рассмотрены особенности такой практики. Отмечено, что ребенку зачастую легче помочь, чем взрослому, поскольку его «наличное Я» еще не окостенело, не закрепилось еще чувство самодостаточности, часто мешающее установлению духовно-ориентированного диалога со взрослым. Помимо распространенной педагогической практики, нацеленной на усвоение социокультурных норм, важно пробуждение вечного знания, «духовного Я», присутствующего в каждом, обнаружение ребенком в себе духовных ценностей, выявление «родственного внимания» к миру и к другому человеку. На конкретных примерах показана продуктивность диалога.
Доклад психолога-консультанта Ирины Михайловны Коган (канд. психол. н., Мюнхен, Германия) был посвящён идеи важности духовного единства с миром для психического и душевного здоровья. На примере работы с детьми, а так же на примере литературных героев Ф.М. Достоевского, были показаны последствия духовной депривации, выражающиеся в чувстве враждебности, отчужденности по отношению к миру и людям. В опыте оказания психологической помощи детям диалог является условием решения психологических проблем разного рода (агрессия, конфликты в школе и с родителями, с другими детьми, заикание, страхи и пр.). В диалоге с ребёнком психолог является проводником, с помощью которого преодолевается оторванность (духовная депривация) и решаются многие психологические проблемы, даже без специальной фокусировки на проблемах самих по себе.
Елена Сергеевна Тихонова (канд. психол.н., ПСТГУ) представила доклад на тему «Диалог в практике логопедической работы с детьми». В фокусе внимания докладчика оказались вопросы возможности и условий духовно-ориентированного диалога, его роли в развитии личности ребенка с нарушениями речи. Выделены особенности духовно-ориентированного диалога с ребенком, обусловленные изменчивостью, хрупкостью, «религиозной одаренностью» детской души, доминированием духовного «Я». Проанализированы конкретные ситуации состоявшегося диалога в образовательной и логопедической практике.
Татьяна Юрьевна Коренюгина (канд. психол. н., Ростов-на-Дону) сообщила об опыте диалогов с детьми в воскресной школе – диалогов не психотерапевтической, а именно педагогической направленности. Было отмечено, что выявление-исследование вместе с детьми родственных семейных связей и отношений между святыми «действующими лицами» Священного Писания, рассмотрение редких иконописных изображений и дополнительных сведений о них делало обучение в воскресной школе живым и особенно значимым для учеников.
Доклад Ирины Петровны Булах (канд. псхихол. н., Луганский государственный педагогический университет) и Ольги Евгеньевны Хорошиловой (учитель младших классов, Луганск) «Коллективный диалог — условие духовно-нравственного развития личности школьника» замыкал тематический блок докладов, посвященных диалогу с ребенком. Доклад был посвящён актуальной для современного образования теме – поиску научных оснований духовно-нравственных воспитательных практик, опирающихся на диалогический подход Т. А. Флоренской, концепцию доминанты А. А. Ухтомского, принципы построения коллективно-распределенной деятельности в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Предложена система воспитательных задач: практическая (введение через диалог нравственных ориентиров поведения); исследовательская (исследование «внутреннего Я» личности, понимание дихотомии нравственных качеств и поведения человека). Эти задачи объединены центральной задачей – пробуждения «духовного Я» личности, диалога с Совестью. На конкретных примерах (с использованием методов игротерапии, арттерапии, работы с текстами Ветхого завета) показана возрастная динамика развития духовно-нравственного диалога от его коллективных форм к индивидуальным. Профессиональный опыт авторов показывает, что в младшей школе «духовное Я» ребёнка раскрывается чаще всего в коллективном диалоге.
Мочалова Юлия Васильевна (канд. психол. н., факультет психологии МГУ, Москва) представила доклад на тему «Возможности искусства в построении диалога с детьми». В нем отмечалось, что мультфильмы, особенно детские мультфильмы советского времени, могут представлять собой художественные произведения, благодаря творческой деятельности сценаристов, режиссеров, художников, мультипликаторов, композиторов. В качестве художественных произведений они могут вступать в прямой диалог с детьми и взрослыми, передавая значимые смыслы и символы – священные, интеллектуальные, эстетические, этические, экзистенциальные, философские, юмористические. Таким образом, они могут учить детей внутрикультурным идеалам и ценностям, транслируя при этом основные универсальные этосы – благочестия, благородства, героизма, господства и выживания. С точки зрения воспитания очень важно, чтобы содержание и смысл мультфильмов обсуждались между ребенком и близкими ему взрослыми.
Андрей Игоревич Магай (врач-психиатр, МОД СКТ, Москва) выступил с докладом «Принципы диалогического общения в семейных группах зависимых. Из опыта работы семейных клубов трезвости». Отмечено, что программа амбулаторной профилактики зависимого поведения «семейные клубы трезвости» действует в России с 1992 года. Большинство этих семейных терапевтических групп работает на приходах Русской Православной Церкви. В основе комплексной методики, разработанной протоиреем Алексием Бабуриным, кроме пастырского попечения о больных, их медицинской и духовной реабилитации, лежат также и принципы духовно-ориентированного диалога, предложенные Т.А. Флоренской. На конкретных примерах клинической и клубной практики показаны особенности работы этих терапевтических групп.
В докладе Татьяны Борисовны Рязановой (канд. психол. н., ПСТГУ) «Особенности прочтения принципов духовно-ориентированного диалога студентами различных православных учебных заведений» были проанализированы примеры понимания и комментирования диалогических принципов, сформулированных Т.А. Флоренской на основе письменных творческих работ, выполненных за ряд лет студентами ПСТГУ, слушателями Отделения дополнительного образования МДА, учащимися школы ведущих семейных клубов трезвости. Отмечены основные трудности прочтения принципов диалога, а также важные достижения учащихся в осознании и понимании своих ошибок и успехов в личном и профессиональном общении.
Также в рамках секции прошел Круглый стол, посвященный обсуждению духовно-ориентированных программ и практик воспитания. В групповом обсуждении темы приняли участие Александр Александрович Мелик-Пашаев (д. психол. н., Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, г. Москва); Татьяна Геннадьевна Кислицына (руководитель Студии духовно-творческого развития «Золотые ключики» МБУ «КМЦ «Семья» г о Балашиха Московской области); Елизавета Семеновна Владимирова (д. мед. н., профессор, НИИ им. Склифосовского, Москва); Ольга Юрьевна Чижова (преподаватель английского языка), Ольга Александровна Смирнова (преподаватель русского языка), Наталья Алексеевна Буракова (преподаватель физики) из Средней школы № 2 г. Балашихи.