24 января 2023 г. в рамках Направления «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялась диалоговая площадка «Итоги социально значимого образовательно-просветительского проекта “Духовно-нравственные ценности в жизни человека, общества, государстваˮ». Работу мероприятия возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, и Марина Анатольевна Соловьёва, член Экспертного совета проекта «Клевер Лаборатория»; эксперт учебно-методического отдела Федерального института родных языков народов Российской Федерации.
Кураторами секции выступили заместитель Председателя Синодального ОРОиК игумен Иоанн (Рубин) и руководитель образовательно-просветительского проекта «Клевер Лаборатория» Юлия Евгеньевна Селюкова.
В приветственном слове владыка Евгений обратил внимание на важность правильного понимания каждой из традиционных российских духовно-нравственных ценностей, особенно в педагогической среде. «Учитель сам должен жить – как дома, так и на работе – теми ценностями, которые он будет стремиться формировать у других», – сказал владыка. Он выразил благодарность всем участникам проекта, выразив надежду на дальнейшее увеличение числа его участников и практическую пользу, которую он принесет не только образовательной системе России, но и всей российской системе государственного строительства.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский отметил: «Системе образования дан глобальный вызов, его суть заключается в понимании и принятии реальной картины мира. С развитием технологий мир изменился и теперь нам не нужны инструкции, нам нужен человек с новым мировоззрением. Фундаментом его развития являются духовные ценности, и сегодня мы говорим о воспитании традиционных духовных ценностей, которые идут с ребенком от детского сада до вуза. Ведь без ценностей общество обречено на распад… Поэтому группа учителей из разных городов России взялась за непростой труд, чтобы ответить на важные вопросы о традиционных ценностях в целом и в нашей стране».
За время реализации проекта в разных городах России были созданы рабочие группы, каждая из которых состояла из учителей, директоров, заместителей директоров школ по воспитательной работе и психологов. О миссии проекта и его результатах рассказала член Экспертного совета проекта «Клевер Лаборатория» Марина Анатольевна Соловьева: «Этот проект очень важен, ведь мы подобрали такую тему, о которой так или иначе задумывался каждый учитель. Перечень определений есть, но где взять ответы на вопросы, с которыми можем столкнуться каждый? Именно этому и посвящен наш проект – создать глоссарий ценностей. Первый этап проекта достиг своей цели. Наше пособие уже находится в типографии и скоро обязательно будет издано. Оно состоит из двух частей: первая часть – сами термины, вторая – комментарии к глоссарию».
В ходе диалоговой площадки выступили представители регионов: Московской, Калужской, Ивановской, Липецкой, Ярославской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Самарской областей, Республики Коми и др. Речь шла о промежуточных итогах деятельности региональных рабочих групп по изучению духовно-нравственных ценностей, обозначенных в документах стратегического планирования (Стратегия национальной безопасности и Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года №809), о перспективах внедрения в жизнь результатов социально значимого образовательно-просветительского проекта «Духовно-нравственные ценности в жизни человека, общества, государства» в рамках дошкольного образования, в рамках изучения предмета «Основы православной культуры», предметов гуманитарного цикла, в воскресных школах, в общеобразовательных организациях, в средних и высших образовательных организациях. Обращалось внимание на взаимодействие Церкви, органов власти и системы образования и т.д.
В работе диалоговой площадки приняли участие более 60 человек, из них 44 непосредственно участника проекта. Реализация проекта шла с августа 2022 года по январь 2023 года, то есть в течение полугода. Подведение итогов проекта – важный этап в его реализации, необходимый для определения дальнейших шагов по внедрению результатов проекта в жизнь.
Помимо запланированных в программе выступлений было более 10 выступлений в формате «свободного микрофона».
В качестве итога работы диалоговой площадки было принято единогласное решение: продолжить работу проекта в регионах РФ, привлечь к работе образовательные организации, в том числе православные (гимназии, школы, центры); государственные и муниципальные органы управления образования, а также более активно – епархиальные отделы религиозного образования и катехизации.
СМОТРЕТЬ ВИДЕОЗАПИСЬ МЕРОПРИЯТИЯ