XXVII Международные Рождественские Образовательные Чтения
«Молодежь: свобода и ответственность»
XV направление «Традиции православного храмостроительства»
Семинар по реставрации объектов культурного наследия
«Опыт сохранения памятников культуры в городе Москве»
Финансово-хозяйственное управление Русской Православной Церкви
(Гагаринский переулок, 18/2)
30.01. 2019. 11:00–12:00
Председатель: иерей Михаил Титов, заместитель директора НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии»
Объединенный доклад
Ворониной Екатерины Геннадьевны,
архитектора-реставратора,
начальника Отдела реставрации и ремонта
Финансово-хозяйственного управления
Русской Православной Церкви,
и
Васильевой Натальи Александровны,
архитектора-реставратора
Отдела реставрации и ремонта ФХУ РПЦ,
заместителя директора по организации целевых программ
НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии»
Об источниках финансирования и основных требованиях к проведению реставрационных работ
Деятельность по сохранению объектов культурного наследия (ОКН) регулируется положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Финансирование может осуществляться из нескольких источников, в зависимости от формы собственности объекта недвижимого имущества, а именно:
— федеральный бюджет (федеральная собственность, собственность РО);
— бюджеты субъектов Российской Федерации (собственность субъекта, федеральная собственность, собственность РО);
— местные бюджеты (муниципальная собственность, собственность РО);
— внебюджетные поступления (любая форма собственности).
Финансирование в рамках региональных и муниципальных программ осуществляется в порядке, определенном законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и не всегда учитывает финансирование объектов иной собственности, кроме своей собственной.
Для проведения работ по сохранению ОКН в обязательном порядке необходимо привлекать лицензированные организации (соответствующие лицензии выдает Минкультуры России).
Обращаем внимание, что постановлением Правительства РФ от 17.10.2017 № 1262 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 г. № 349, установлены новые лицензионные требования и уточнен перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия. Предоставленные до дня вступления в силу постановления лицензии на работы, наименования которых изменены или отсутствуют в перечне работ, подлежат переоформлению в течение одного года со дня вступления в силу постановления, т.е. в срок до 27 октября 2018 г.
Cразу отметим, что проведение реставрационных работ разрешено только на основании согласованной в установленном порядке научно-проектной документации (при производстве работ за счет любых источников как бюджетных, так и внебюджетных).
О проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ
Требования к составу проектной документации установлены в ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры».
Для определения точного состава необходимых разделов проекта для конкретного памятника истории и культуры необходимо получить соответствующее Задание в региональном органе охраны памятников. В большинстве случаев оно будет дублировать разделы проекта из ГОСТа.
Проект должен быть разработан также лицензированной организацией.
На разработанную документацию в обязательном порядке необходимо получить положительное заключение Историко-культурной экспертизы, после чего согласовать в уполномоченном органе охраны памятников.
Важными моментами при разработке и согласовании проектов также являются следующие требования статьи 45 Федерального закона 73-ФЗ:
— В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
— При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, ввод такого объекта в эксплуатацию производится в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Особенности реставрации объектов культурного наследия в рамках государственных программ финансирования
О государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы
На федеральном уровне финансирование осуществляется преимущественно в рамках государственных программ. До текущего года такой программой была Федеральная целевая программа «Культура России».
С 2019 года реставрация будет проходить по государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.
Курирующий государственный орган — Министерство культуры Российской Федерации.
В рамках данной программы ФХУ взаимодействует с Минкультуры России по направлению 3 «Сохранение находящихся в собственности или пользовании религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения».
Ежегодно ФХУ по представлениям правящих архиереев формируется сводный список объектов Русской Православной Церкви на финансирование за счет средств из федерального бюджета, который подается на рассмотрение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ. Утвержденный Святейшим Патриархом список под выделенный лимит финансирования направляется в Минкультуры России для включения в организационно-финансовый план Программы.
Для рассмотрения возможности финансирования работ необходимо в обязательном порядке наличие полного пакета исходно-разрешительной документации. Перечень документов, необходимых для участия в Госпрограмме, и правила их оформления размещены на официальном сайте программы http://gp-kultura.ru/ в разделе «Мониторинг».
Минкультуры не финансирует бесхозные объекты, а также объекты, не обеспеченные инженерными сетями.
При финансировании в рамках Госпрограммы потенциально можно заявлять как проектные, так и ремонтно-реставрационные работы.
Однако приоритетность отдается реализации разработанных проектов – проведению противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ, в том числе для завершения комплекса работ на объектах культурного наследия.
Основная причина такого подхода заключается в том, что согласно п. 2 пп.14 статьи 33 Федерального закона 73-ФЗ обследование и фотофиксацию состояния объектов культурного наследия, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности, необходимо проводить один раз в пять лет.
Таким образом, позиция Минкультуры России учитывает необходимость проводить реставрацию по разработанным проектам, чтобы не приходилось их переделывать.
Отметим, что привлечение внебюджетных источников в качестве софинансирования работ по сохранению ОКН всегда приветствуется (хотя бы в разрезе разработки проектной документации или производства работ по инженерным коммуникациям).
О порядке проведения конкурсных процедур в рамках Госпрограммы
Выбор подрядной организации для проведения работ в рамках Госпрограммы в соответствии с действующим законодательством осуществляется на основании конкурсных процедур (данное требование распространяется именно на работы за счет средств федерального бюджета, в случае привлечения внебюджетных источников пользователь вправе самостоятельно выбирать подрядную организацию, имеющую лицензию).
Порядок проведения конкурсных процедур установлен требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
К сожалению, мнение пользователей не может учитываться согласно установленным законом критериям оценки заявок.
Единственное, каждый пользователь может рекомендовать подрядчикам (имеющим лицензию и соответствующим иным требованиям конкурсной документации) принимать участие в закупках, однако какие-либо гарантии выигрыша в конкурсе отсутствуют.
Отмечу, что с 2019 года прием заявок от подрядных организаций на участие в конкурсе будет проходить только в электронном виде, что должно добавить прозрачности конкурсным процедурам.
В ходе производства работ очень желательно вести постоянный контроль со стороны Пользователя за соблюдением качества работ и проектных решений. К сожалению, представители авторского и технического надзоров не находятся на площадке постоянно, в отличие от Пользователя. В случае выявления нарушений необходимо информировать Госзаказчика и ФХУ в письменном виде.
Также с 2018 года пользователи объектов участвуют в приемке выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия в составе комиссии из числа представителей органа охраны, выдавшего разрешение на проведение указанных работ, подрядной организации, авторского и технического надзора и иных участников.
Особенности реставрации объектов культурного наследия в рамках Программы субсидий г. Москвы, предоставляемых религиозным организациям
Программа предоставления субсидий религиозным организациям из бюджета города Москвы существует с 2012 года. Благодаря тому, что результаты программы имеют положительную динамику, Правительство Москвы неоднократно увеличивало выделяемый лимит бюджетных средств. В настоящее время годовой лимит средств по Программе составляет 400 млн руб.
Выделение средств происходит ежегодно и подлежит освоению в рамках одного финансового года.
Порядок предоставления субсидий регулируется постановление Правительства Москвы №646-ПП от 28.12.2011 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы религиозным организациям на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся в государственной собственности и переданных в пользование указанным религиозным организациям».
В рамках данной Программы осуществляется финансирование работ на объектах, находящихся в собственности РФ или города Москвы.
Обращаем внимание, что объекты в собственности РПЦ в рамках данной программы НЕ ФИНАНСИРУЮТСЯ.
Ежегодно ФХУ по представлениям правящих викариев города Москвы формируется сводный список объектов Русской Православной Церкви на финансирование за счет средств городского бюджета, который подается на рассмотрение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси КИРИЛЛУ. Утвержденный Святейшим Патриархом список под выделенный лимит финансирования направляется в Департамент культурного наследия города Москвы (далее – Департамент). Также заявки по объектам, утвержденным Святейшим Патриархом, сдают в службу одного окна Департамента, с последующим рассмотрением их на межведомственной комиссии.
Заявки религиозных организаций, не включенные в утвержденный Святейшим Патриархом список, Департаментом не рассматриваются.
Отличительными особенностями данной Программы являются:
- Под финансирование попадают только ремонтные и реставрационные работы — если затрагивается конструктив, то в обязательном порядке необходимо прохождение Главгосэкспертизы (при федеральном значении памятника) или Мосгосэкспертизы (при региональном значении памятника);
- Разработка проектной документации, необходимой для проведения работ, полностью возлагается на пользователя объекта;
- Обязательное привлечение дополнительных средств в качестве соинвестирования мероприятия (как правило, направляется на работы по инженерным коммуникациям, благоустройство территории и другие работы, не подлежащие финансированию по правилам программы);
- Выбор подрядчика осуществляется непосредственно получателем субсидии – пользователем ОКН (без проведения официальных конкурсных процедур), возлагая тем самым на него ответственность за качество выполненных работ. Требование у подрядчика лицензии Минкультуры России является обязательным.
Требования к составу ТЗ описаны в Постановлении №646-ПП, а также приведены в прилагаемом документе.
Особенности текущего содержания объектов культурного наследия, мониторинг их технического состояния
Одним из видов работ на ОКН согласно Статье 42 Федерального закона 73-ФЗ является «ремонт памятника» — работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
На примере требований Департамента культурного наследия города Москвы, данный вид работ предполагает применение немного упрощенной системы, однако основные требования остаются неизменными — разработка проекта ремонта (рабочей документации) с привлечением лицензированной организации, получение разрешения на производство работ и само производство силами лицензированной организации.
Также хотелось бы отметить, что при производстве земляных работ или работ, предполагающих обустройство стройплощадки и установку строительных лесов, потребуются дополнительные разрешительные документы и согласования, например, ордеры ОАТИ (при этом стройплощадка должна быть обустроена с соблюдением всех норм, от ограждения до установки информационного щита), археологическое сопровождение с оформлением открытого листа и др.
За проведение работ с нарушением вышеуказанных требований и при отсутствии разрешительных документов установлена административная ответственность в виде штрафов.
Как уже говорилось ранее, обследование и фотофиксацию состояния объектов культурного наследия необходимо проводить один раз в пять лет.
В связи с чем Департамент культурного наследия или его подведомственные организации (на примере города Москвы) регулярно производят мониторинг состояния объектов.
В случае получения соответствующего запроса о проведении осмотра и фотофиксации необходимо оказать содействие представителям данных структур.
Проект Акта технического состояния в любом случае будет направлен на согласование пользователю объекта, в связи с чем при его проверке следует обращать внимание на содержание, в том числе, на указанные виды работ по сохранению объекта и сроки их реализации.
Своевременное взаимодействие с инспектором Департамента, «закрепленным» за объектом, позволяет предупреждать и заблаговременно в спокойном режиме решать большинство потенциально проблемных моментов.