Алессандро Салаконе, Университет «Рим III», представитель Общины святого Эгидия в Москве (Римско-Католическая Церковь)». Доклад на секции Рождественских чтений «Исповедание христианской веры в служении милосердия» (ПСТГУ, 22 января 2015)
ХХ Век был «веком мученичества». В этот во многом мрачный век миллионы человек были поглощены силой зла, преследований, насилия. Это история Русской Православной Церкви, но и история христиан всех конфессий, которые в разные исторические периоды и при различных обстоятельствах отдали жизнь ради верности Евангелию. Во мраке насилия терялась память любви, уважение к человеку. Терялась любовь, а с ней и человечность. Однако даже в самых темных уголках мира не угасало пламя веры христиан, свет надежды для Церкви и для мира.
В страдании многих новомучеников жила та слабая и смиренная сила, которую мир не знает: сила любви, молитвы, бескорыстия, милосердия. Несмотря на преследования, многие верующие не принимали самого очевидного с мирской точки зрения решения – отказаться от человечности и милосердия, чтобы спасти свою жизнь.
Много историй мучеников ХХ века, более или менее известных; все они как драгоценные фрагменты великой мозаики христианства ХХ века, которым жили вплоть до пролития крови. Эти истории любви, страдания, сострадания, даже «наивности», сделали героической жизнь этих людей, хотя многие из них были простыми людьми.
В Риме Община святого Эгидия захотела символически собрать память всех этих людей в иконе новомучеников ХХ века, которая находится в соборе святого Варфоломея на острове Тиберина, ставшем с 2000 года место памяти христиан всех конфессий, отдавших жизнь ради верности Евангелию. Икона эта говорит о человечности и о единстве в бесчеловечном мире, полном разделений, в том числе и разделения между христианами. Эта икона говорит о смерти и о воскресении.
Посещая собор 7 апреля 2008 г. папа Бенедикт XVI сказал: «Это правда: внешне кажется, что насилие, тоталитаризмы, преследования, слепая жестокость оказались сильнее, заставили умолкнуть голос свидетелей веры, которые могут показаться по-человечески побежденными историей. Но […] в поражении, в унижении тех, кто страдает ради Евангелия, действует сила, которую мир не знает. Это сила любви, безоружная и победоносная даже при кажущемся поражении. Это сила, которая бросает вызов и побеждает смерть».
Конечно, здесь не место для исчерпывающего исследования темы мученичества христиан ХХ века и различных ее аспектов. Я хотел бы остановиться только на одном пункте – на мучениках милосердия.
По просьбе организаторов этой секции я ограничу свое выступление только некоторыми новомучениками католической Церкви. Хотя, безусловно, много было и подлинных исповедников и мучеников милосердия в вашей Церкви, достаточно вспомнить архиепископа Луку Войно-Ясенецкого, Елизавету Федоровну или Татьяну Гримблит. И в других церквях были героические свидетели милосердия вплоть до пролития крови. Многие из них представлены на этой иконе.
Правда, во многих случаях представляется сложным определить первостепенную причину преследований и убиения многих мучеников, но несомненно, что в конкретных ситуациях милосердие соединялось с мученичеством.
Милосердие и мученичество глубоко проходили и проходят и сегодня через жизнь христианских Церквей, являя течения жизни и духа. Многие люди в служении милосердия показали, что близость к бедным, нуждающимся, больным, заключенным была для них важнее, чем сохранить свою жизнь. Они показали, что сохранение собственной жизни не является абсолютной ценностью, более того, даровать свою жизнь в служении ближнему есть свидетельство глубокой веры и радикальности жизни по Евангелию.
Андреа Риккарди, основатель нашей Общины, в своей лекции на недавнем вручении диплома почетного доктора Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. Кирилла и Мефодия 30 октября прошлого года сказал: «Во многих местах мира, где насилие и страх иссушили щедрость и бескорыстие в ХХ веке, милосердие сохранило человечность таинственным и реальным образом. Милосердие позволяет не иссякнуть человечности, не прекратиться гостеприимству, не угаснуть солидарности».
Это правда, милосердие было знаком, что Господь не оставил людей, в тюрьмах, в ГУЛАГе, в людьми забытых местах, на «окраинах жизни» больших мегаполисов. «Мы посланы Богом быть Его любовью среди людей», — так сказала Мать Тереза Калькуттская, не мученица, но великая свидетельница милосердия ХХ века.
Милосердием, любовью к бедным, состраданием было отмечено присутствие христиан в местах гонений, среди преследований. Ими очеловечивался мир в годы ожесточения, когда, говоря словами Анны Ахматовой, невозможно было понять «кто зверь, кто человек».
Отец Максимилиан Кольбе, монах-францисканец, в концлагере Аушвиц предложил расстрелять его вместо другого заключенного, приговоренного к смерти, у которого была семья. «Умер человек, но человечность была спасена», — сказал о нем папа Иоанн Павел II.
Концлагерь был одним из мест, где милосердию был брошен вызов и где переплелись пути мученичества и милосердия.
Многие священники, заключенные в Дахау, когда разразилась эпидемия тифа, предложили свою добровольную помощь в работе в изоляторах и, заразившись, умерли. Одним из них был блаженный Энгельмар Унцайтиг, немецкий монах, погибший в 34 года в Дахау, куда его депортировали за то, что он защищал евреев.
В некоторых случаях именно любовь к бедным и к нуждающимся во имя Евангелия была причиной мученичества. Многие подобные истории приходят из Латинской Америки.
Это история епископа Сан Сальвадорского Оскара Арнульфо Ромеро, убитого во время служения литургии в 1980 г. В Сальвадоре в те годы, как во многих странах Латинской Америки, у власти было военное правительство, породившее олигархов и коррупцию и угнетавших подавляющее большинство населения, лишенное даже элементарных прав. В положении крайней поляризации оказалась и Церковь, и владыка Ромеро всеми силами старался помогать наиболее слабым, бедным, и священникам, преследуемым режимом. Военное правительство видело в епископе аванпост марксистской пропаганды. Марксистская пропаганда воспользовалась этим, чтобы использовать в свои целях фигуру этого пастыря. Поэтому он был убит.
Ромеро не был политиком, он был подлинным пастырем, человеком Евангелия и поэтому другом бедных. Дело его беатификации тянулось свыше двадцати лет именно потому, что в определенных кругах считали, что он симпатизировал марксизму. Сейчас делу дал ход папа Франциск, который хорошо знает латиноамериканские реалии и «политическое» использование имен некоторых выдающихся пастырей. Недавно он сказал: «Коммунисты украли у нас знамя. Знамя бедных – христианское. Бедность – в центре Евангелия. Любовь к бедным в центре Евангелия».
И это правда, марксистская утопия бросила христианам вызов именно на исторически христианском поле – близости к бедным. Так было и в Советском Союзе. Это по сути было попыткой реализовать социальную справедливость без евангельской любви.
Мученичество милосердия красной нитью прошло через весь ХХ век и дошло до наших дней.
В том же Сальвадоре я хотел бы вспомнить молодого человека из Общины святого Эгидия, Вильяма Кихано, убитого в 2009 г. в возрасте 21 года, потому что он помогал уличных детям на окраине столицы и предлагал им альтернативу наркоторговле и молодежным бандам, терроризировавшим целые районы. Сейчас идет процесс его беатификации. Это символическая история молодого человека, который не поддался обаянию насилия и логики «спаси себя самого», хотя и знал о том, что жить милосердием рискованно.
Другими мучениками милосердия были монахини, умершие в 1995 году от эпидемии вируса Эболы в Конго; от него умерли уже многие, но монахини решили остаться, чтобы заботиться о больных. «Но Вы не боитесь бытьвсегда среди больных? – спросили одну из них. И она ответила просто и твердо: «Моя миссия – служить бедным… Отец Небесный поможет мне». Как мы знаем, к сожалению, эпидемия Эболы опять вернулась в этом году и унесла жизни уже более 8 тысяч человек, среди которых врачи и миссионеры из Европы. Погибли от Эболы и два человека из Общины святого Эгидия в Масента (Гвинея), Марсель и Брижитт, которые были медицинскими работниками в своем городе.
Три монахини, которым было за семьдесят, были убиты в Бурунди в сентябре прошлого года, возможно, человеком, которому не нравилась их работа по помощи прокаженным. В настоящее время причина большей части убийств миссионеров в мире лежит именно в их делах милосердия, которые вызывают вопросы, порождают зависть, иными словами, пугают.
Есть христиане, которые приняли мученическую кончину, потому что верили в возможность мирной жизни вместе людей разных религий и строили ее в тех регионах, где христиане в меньшинстве. И построение мира, как альтернатива конфликтам – дело милосердия. Потому что война действительно мать всех видов бедности.
Отец Андреа Санторо, римский священник миссионер в Турции, был убит в 2006 году, когда молился в своей церкви. Он хотел построить мирное сосуществование с мусульманами в этой земле тысячелетнего присутствия христиан. Он сделал диалог и способом сдерживать поток привозимых проституток-христианок из соседней Грузии. Дом его был открыт всем. Он писал: «Я понял, что это важно: останавливаться, входить в двери, которые открываются перед тобой, и держать открытой свою дверь, чтобы вошли другие… Чтобы сдержать жестокость нужно умное милосердие».
Я рассказал несколько историй, можно было бы рассказать еще много. Мне представляется, что история мученичества ХХ века говорит нам о том, что когда христиане действительно закваска, свет и соль земли, они тоже становятся, как Господь Иисус, объектом преследований. Как Он, они становятся «камнем преткновения». Но в то же время, как Он, они становятся источником надежды, утешения и вдохновения.
Для всех христиан, а тем более для тех, кто занят служением милосердия, опыт новомучеников не может быть оставлен только исторической памяти. Об этом авторитетно напомнил вчера Его Святейшество Патриарх Кирилл на открытии Чтений, когда просил вводить опыт новомучеников в воспитание и образование молодежи.
Какое наследие оставляют нам мученики милосердия? Можно было бы вывести много заключений, но я хотел бы дать слово молодому человеку 33 лет, отцу Альдо Меи, итальянскому священнику, приговоренному нацистами к смерти за то, что он укрывал евреев и других преследуемых режимом людей. В своем духовном завещании он писал:
«Я умираю в мрачной буре ненависти, а ведь я желал жить только для любви! “Бог есть любовь”, и Бог не умирает. Не умирает Любовь! Я умираю, молясь о тех, кто убивает меня. Я уже немного пострадал за них… Настал час великого прощения Божия! (…) Я погибаю прежде всего из-за любви – за то, что защитил и укрыл очень дорогого юношу. Я прошу всех о Любви. Она царица всех добродетелей. Любите Бога во Христе Иисусе, любите друг друга как братья. Я умираю жертвой ненависти, которая господствует над миром и разрушает его – умираю, чтобы восторжествовала христианская любовь».
Благодаря свидетельству таких христиан, как те, что изображены на иконе новомучеников, человечность была спасена, несмотря на мрак и трудности. И сегодня вернуться и размышлять об их историях может дать нам много поводов не уступать пессимизму, идее, что ничего нельзя сделать. Путь милосердия, очерченный ими, напоминает нам о срочной необходимости поставить в центр любовь к ближнему ради спасения наших Церквей и всего человечества.