26 января 2016 г. в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя, в соответствии с программой XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, состоялось заседание секции «Осмысление подвига святых ХХ века в контексте “Стратегии развития воспитания до 2025 года”».
По данным проведенной регистрации на заседании Секции присутствовали 104 человека из 27 регионов Российской Федерации (от Калининграда до Сахалина), а также из Эстонии. В работе секции приняли участие представители епархий, преподаватели вузов, образовательных учреждений всех типов, муниципальных образований, работники архивов, библиотек, музеев, Регионального Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», Российского общества историков и архивистов, СМИ и др.
Возглавили работу секции протоиерей Олег Митров, член Синодальной комиссии по канонизации святых, и Зинаида Петровна Иноземцева, к. ист. н., Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Во вступительном слове на тему: «Значение подвига новомучеников и исповедников ХХ века в истории России. Духовно-нравственный аспект» протоиерей Олег Митров сосредоточил внимание участников заседания на вопросах, связанных с осмыслением подвига святых ХХ века в контексте задач, выдвинутых в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р, а также ФГОС основного общего образования (5-9 классы), установившим стандарт на «Портрет выпускника основной школы» (п.6), личностная характеристика которого должна свидетельствовать о нем, как о человеке, «любящим свой край и своё Отечество, знающим русский и родной язык, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции». Он подчеркнул, что новомученики являют невиданный в истории человечества пример духовного стояния тысяч православных христиан в чрезвычайных условиях гонений на Церковь. Совершенный ими подвиг веры, обеспечив духовное возрождение России, имеет цивилизационное значение. Задача, определенная Русской Православной Церковью, состоит в том, чтобы донести духовную высоту подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века до подрастающего поколения и всего народа.
С докладами, сообщениями, комментариями по обсуждаемой проблеме выступили:
Ильина Зинаида Дмитриевна, д. ист. н., профессор Курской государственной сельскохозяйственной академии; монахиня Иустина (Трофимова), архивариус Курского Свято-Троицкого женского монастыря; иерей Сергий Конорев, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» д. Муравлево Курского района Курской епархии; Дьяченко Ольга Николаевна, к. филос. н., доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБОУ Дополнительного профессионального образования «Курский институт развития образования»; Иноземцева Зинаида Петровна, к. ист. н., Заслуженный работник культуры РФ, заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста» Российского общества историков и архивистов, другие участники.
В ходе работы секции был отмечен особый вклад Курской области в осуществление соработничества Церкви, общественных и государственных структур в реализации комплексных программ духовно-нравственного образования и воспитания, направленных на подготовку педагогических кадров, реализующих программы духовно-нравственного воспитания и развития личности, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) по основам духовно-нравственной культуры народов России, введение в школах области курса «Основы православной культуры», просветительскую работу с педагогами в системе дополнительного образования по изучению и распространению знаний о жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Елена Григорьевна Балашова, куратор секции, сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации, проинформировала собравшихся о том, что во исполнение поручения Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, Синодальным ОРОиК разработаны темы для включении в учебники отечественной истории и учебные пособия для школ, касающиеся истории Русской Православной Церкви с периода гонений на религию в ХХ веке по современное время. Данные предложения изложены в письмах, направленных в Министерство образования и науки РФ и в Российское историческое общество. Также в сообщении было сказано о работе, которая проводится совместно с издательством «Просвещение» в отношение учебников истории Отечества.
Все представители регионов получили в дар учебно-методическое пособие З. Д. Ильиной и О. В. Пигоревой «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских ХХ века в образовательном пространстве регионов Центральной России» (Курск, 2015), рекомендованное к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви в качестве пособия для учителей-предметников, в том числе по основам православной культуры, истории, литературы, и др., а также для классных руководителей и педагогов, занимающихся духовно-нравственным воспитанием школьников.
С учетом предложений участников заседания секции «Осмысление подвига святых ХХ века в контексте “Стратегии развития воспитания до 2025 года”», был сформулирован проект РЕЗОЛЮЦИИ, принятием которой секция завершила работу.
РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ «Осмысление подвига святых ХХ века
в контексте “Стратегии развития воспитания до 2025 года”»,
(направление «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие»)
Заслушав и обсудив доклад председателя секции, члена Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерея Олега Митрова «Значение подвига новомучеников и исповедников ХХ века в истории России», а также другие выступления, участники секции пришли к согласию, что:
– при определении стратегических задач в области развития воспитания необходимо исходить из понимания, что традиционные ценности национальной культуры составляют базис русской цивилизации и должны определять и пронизывать любые новации в области модернизации образования и воспитания подрастающего поколения;
– приоритетная задача в сфере воспитания детей, определенная «Стратегией» как «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности» отвечает национальным идеалам народа России и вполне соотносится с «Портретом выпускника основной школы», личностная характеристика которого, как это предусмотрено ФГОС для 5-9 классов, должна свидетельствовать о нем, как о человеке, «любящим свой край и свое Отечество, знающим русский и родной язык, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции», следующего в своем личностном развитии понятиям «честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством». ВМЕСТЕ С ТЕМ, приходится констатировать, что современная школа в целом не обеспечивает формирование личности школьника согласно определенному Федеральным стандартом «Портрету выпускника основной школы», зачастую используя инновационные технологии, игнорирующие культурно-исторические основы традиционной культуры и не соответствующие духовно-нравственному потенциалу русского народа;
– важно определить перспективы развития церковно-государственных отношений в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в контексте реализации задач «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2015 года», пути и формы участия образовательных организаций, в том числе православных, в общественной, культурно-просветительской и социальной жизни; стратегии сотрудничества светских и церковных организаций в воссоздании, изучении, повышении воспитательного потенциала отечественного духовно-культурного наследия;
– существует необходимость обобщения и распространения опыта работы разных епархий по прославлению новомучеников и исповедников Церкви Русской, изучению их житий, духовно-нравственному воспитанию, в частности, изучения школьниками своей родословной и сохранения памяти о родственниках, пострадавших в ходе репрессий; проведения образовательных экскурсий к местам почитания новомучеников, установки памятников и мемориальных досок на зданиях, проектной деятельности учащихся на тему «Изготовление летописи ХХ века родного края».
Участники секции выражает озабоченность тем, что
– в тексте «Стратегии» и в принятом Постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы”» эти конструктивные положения не получили развития, средства их реализации выражены в многовариативных понятиях. Так, в качестве условия «гражданского воспитания» «Стратегия» рассматривает «интернационализм» как качественную характеристику личности подростка без разъяснения смыслового содержания этого понятия, не учитывая, что в словарях, которыми пользуется учитель, имеется две основные трактовки этого понятия. Одна означает – приверженность идеям коммунизма (пролетарский интернационализм), другая – идеям глобализма. Программа «Патриотическое воспитание…» изобилует идеями соответствия неким «инновационным процессам развития российского общества», «реализации исторической миссии современного (?) российского патриотизма», «углубления в массовом сознании граждан понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития (?) современного российского общества» и т.д. без разъяснения смыслового содержания употребляемых терминов и определений.
– Министерство образования и науки РФ порой не реагирует на поступающие с мест обращения педагогической общественности, игнорируя традиции отечественной культуры и проводя модернизацию образования по западным лекалам.
Участники секции считают актуальным, что Министерству образования и науки РФ при участии Русской Православной Церкви, например, в рамках постоянно действующей рабочей группы по выработке подходов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, необходимо:
1) разработать проект «Государственной программы духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения», вынести его на широкое обсуждение общественности и утвердить его соответствующим правительственным постановлением;
2) определить базовые ценности традиционной культуры народа России, устранив двусмысленное их толкование, и утвердить с этой целью «Единый тезаурус понятий духовно-нравственного просвещения» (в качестве примера можно привести «Толковый педагогический словарь “Духовно-нравственные понятия”» (Сост. Н. В. Маслов. М., 2015), восстанавливающий понятия и определения отечественной педагогики);
3) рассмотреть возможность создания единого ресурсного источника, содержащего информацию обо всех конкурсах в области педагогики и духовно-нравственного воспитания, грантовых проектов для педагогов, обучающихся и студентов, в том числе по вопросам духовно-нравственного, патриотического воспитания, сохранения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской;
4) способствовать возрождению традиции чтения в школах и семьях житийной литературы (Жития святых) с целью донесения до подростков образа совершенной личности в качестве образца для подражания.
Участники секции отметили, что в практической работе педагога по духовно-нравственному образованию и воспитанию остро востребованы:
– методика проведения уроков на тему о репрессиях. Эти разделы истории и краеведения учителя пропускают из-за сложности;
– методика преподавания темы новомучеников и исповедников в курсе «Краеведение»;
– сценарии проведения региональных конференций (круглых столов, мастер-классов и др.), посвященных Дню памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Участники секции высказали также ряд конструктивных предложений, которые могли бы быть использованы Оргкомитетом Рождественских чтений при разработке планов духовно-нравственного просвещения:
1) создать методические рекомендации для регионов по формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
2) оптимизировать при отделах религиозного образования и катехизации всех уровней консультативно-методическую работу с образовательными организациями, муниципальными культурно-просветительскими центрами и центров духовно-нравственного воспитания и развития, направленную на создание единого образовательного пространства на основе православных ценностей;
3) активизировать создание в образовательных организациях базовых площадок для апробации и донесения до целевой аудитории эффективных моделей взаимодействия образовательных и религиозных организаций в реализации задач духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи;
4) с целью повышения воспитательного потенциала информационно-компьютерных технологий инициировать создание интерактивного учебного пособия по изучению агиографии для обучающихся и студентов; содействовать популяризации житий, составленных игуменом Дамаскиным (Орловским);
5) активизировать работу по разъяснению церковных установлений о пагубности приравнивая к святым не канонизированных Церковью подвижников или исторических лиц, поскольку это является серьезным нарушением церковной дисциплины; в то же время содействовать церковному почитанию подвижников служением панихид, распространением достоверной информации о них через книги, создание фильмов, СМИ и т.д., проведение посвященных их памяти уроков, конференций, семинаров и т.д.
Сопредседатели секции: протоиерей Олег Митров, член Синодальной комиссии по канонизации святых,
Иноземцева Зинаида Петровна, к. ист. н., заслуженный работник культуры РФ,
Куратор секции: Балашова Елена Григорьевна, сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации, ответственный секретарь направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие».
Москва, 26 января 2016 г.