РЕЗОЛЮЦИЯ
СЕКЦИИ «НАСЛЕДИЕ ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И СЕРАФИМА САРОВСКОГО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ» И КРУГЛОГО СТОЛА «ПОСТРОЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ ШКОЛ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ» НАПРАВЛЕНИЯ «РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАТЕХИЗАЦИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
XXII МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ
«ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ. РУСЬ. НАСЛЕДИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ»
29 января 2014 года в рамках направления «Религиозное образование и катехизация в Русской Православной Церкви» XXII Международных Рождественских Образовательных Чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее» по инициативе директоров православных школ и при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации состоялись конференция «Наследие преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Преемственность традиций в условиях реализации новых образовательных стандартов» и круглый стол «Построение инновационного пространства православных школ с использованием ресурсов международного сотрудничества в сфере образования».
Участники конференции и круглого стола выражают благодарность Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Председателю XXII Международных Рождественских образовательных чтений, Синодальному отделу религиозного образования и катехизации в лице Председателя Синодального ОРОИК, Председателя Оргкомитета XXII Международных Рождественских Образовательных Чтений митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия за поддержку данной инициативы, рядовых участников образовательного процесса системы православного образования и выражают надежду, что проведение подобных мероприятий, на которых возможно обсуждение конкретных насущных вопросов текущего образовательного процесса, обмен мнениями и реальным опытом, станет регулярным.
Участники конференции и круглого стола также благодарят организаторов мероприятий протоиерея Константина Сопельникова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы, духовника НОУ ЦО «Православный Центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского» и Лещеву Татьяну Ивановну, директора НОУ ЦО «Православный Центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского», и выражают надежду, что данная работа будет продолжена другими руководителями православных образовательных организаций.
Участники конференции и круглого стола отмечают ту спасительную роль, которую играет наследие преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского и всех святых, в Земле Российской просиявших, в деле образования, духовного воспитания и исторической преемственности будущих поколений соотечественников и выражают уверенность, что духовно-нравственные традиции нашей страны найдут достойное место в системе отечественного образования.
Темами обсуждения конференции и круглого стола стали: консолидация православных школ России, общественных организаций, благотворительных фондов, научных учреждений, промышленных предприятий и различных компаний с целью привлечения инвестиций для строительства летнего спортивно-оздоровительного, научно-технического и трудового лагеря в Сербии для православных детей России, ближнего и дальнего зарубежья; возможности соработничества православных и светских образовательных организаций и использование методического потенциала православного образования для школ России; формы международного сотрудничества в сфере среднего образования; возможности поддержки социально незащищенных обучающихся в аспекте международного сотрудничества; актуальность инновационных образовательно-игровых методик для творческого развития – перспективные возможности для ускоренного и результативного обучения.
Подводя итоги состоявшихся мероприятий, участники конференции и круглого стола предлагают следующее:
- В свете действия «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и Федеральной «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» учесть лучший опыт построения системы духовно-нравственного воспитания в православных образовательных организациях Российской Федерации и рекомендовать его для всей системы отечественного образования в целях методической поддержки и помощи всем образовательным организациям. Для этой цели соответствующим ответственным структурам православного и государственного управления образованием систематизировать, обобщить и транслировать данный опыт.
- Поскольку Стандарт православного компонента начального общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации затрагивает многие насущные аспекты духовно-нравственного воспитания, которые не нашли своего отражения во ФГОС, но необходимы в рамках действия «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и Федеральной «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях», а юридический формат документа позволяет применять данный Стандарт и в системе светского образования, необходимо довести до сведения педагогического сообщества Российской Федерации содержание данного Стандарта православного компонента для методической поддержки и помощи всем образовательным организациям.
- В целях построения оптимальной среды духовно-нравственного воспитания образовательных организаций Российской Федерации предложить введение в Федеральный базисный учебный план предмета «Духовно-нравственная культура», предусмотренного «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также продолжение преподавания курса ОРКСЭ на второй ступени школы с соответствующей разработкой учебно-методической поддержки данных предметов. Стимулировать православные образовательные организации к внедрению своего опыта по созданию авторских программ и курсов, а также оптимальной модели концепции духовно-нравственного воспитания при введении подобных предметов в систему образования России.
- В свете современных реформ в отечественном образовании учесть опыт построения единого образовательно-воспитательного пространства детский сад-школа-вуз православных образовательных организаций, содействовать поддержке подобных структур и тиражированию их опыта в целях создания оптимальной учебно-воспитательной среды отечественного образования и нивелирования возможных негативных тенденций в процессе реорганизации и слияния образовательных учреждений. Для этой цели доводить до сведения всего педагогического сообщества лучшие модели непрерывного образования детский сад-школа-вуз, созданные в системе православного образования.
- Мотивировать православные образовательные организации к созданию на своей базе ресурсных центров, консультативных площадок, к участию в системе повышения квалификации педагогов и иным мероприятиям, способствующим поддержке системы отечественного образования и содействующим укреплению государственно-церковных отношений. Тиражировать лучший опыт подобных мероприятий.
- Стимулировать православные образовательные организации и Епархиальные отделы религиозного образования и катехизации к продуктивному и плодотворному сотрудничеству с местными органами управления образованием, иными государственными структурами. Тиражировать лучший опыт и поддерживать систему работы в данном направлении.
- Мотивировать православные образовательные организации и Епархиальные отделы религиозного образования и катехизации к развитию сотрудничества с благотворительными фондами и организациями и построению системы международного взаимодействия с целью образования и духовно-нравственного воспитания обучающихся России. Содействовать консолидации православных школ России, общественных организаций, благотворительных фондов, научных учреждений, промышленных предприятий и различных компаний с целью привлечения инвестиций для системы православного образования. Тиражировать лучший опыт и поддерживать систему работы в данном направлении.
- Отметить, что для выполнения задач, возложенных на православные общеобразовательные организации по сохранению отечественных традиций образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, требуется своевременное и необходимое финансирование.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г. (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования финансовое обеспечение получения образования в частных образовательных организациях, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, предусмотренными в муниципальных общеобразовательных организациях. Однако, в некоторых субъектах Российской Федерации, в частности в г. Москве, размер предоставляемых субсидий значительно ниже нормативов, предусмотренных в муниципальных общеобразовательных организациях.
В связи с этим, с целью соблюдения норм действующего законодательства представляется важным обратиться в Правительство г. Москвы с вопросом о приведение в соответствие размера субсидий, предоставляемым частным образовательным организациям из бюджета города Москвы, нормативам, предусмотренных в муниципальных общеобразовательных организациях. - Обратиться к Синодальному отделу религиозного образования и катехизации с просьбой создания виртуального интерактивного пространства взаимодействия всех участников православного образования с целью постоянного взаимодействия, обмена мнениями, опытом, тиражирования лучших достижений православных образовательных организаций. Также предоставить возможность размещения учебно-методических материалов педагогов школ на правах публикации на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации или в дополнительной электронной версии внеочередных номеров журнала «Православное образование», посвященных вопросам методики преподавания в школе.